Лицедей

Буквально только что телеканал «Россия» закончил показ сериала «Бухта страха» с погонями, жестокими убийствами, мистическими озарениями и прочими атрибутами фильмов о маньяках. Одновременно — в конкурсе недавнего «Кинотавра» в Сочи — состоялась премьера триллера «Тот, кто гасит свет», опять же о серийном убийце и снова с народным артистом России Андреем Смоляковым в качестве главного двигателя сюжета...

Буквально только что телеканал «Россия» закончил показ сериала «Бухта страха» с погонями, жестокими убийствами, мистическими озарениями и прочими атрибутами фильмов о маньяках. Одновременно — в конкурсе недавнего «Кинотавра» в Сочи — состоялась премьера триллера «Тот, кто гасит свет», опять же о серийном убийце и снова с народным артистом России Андреем Смоляковым в качестве главного двигателя сюжета. А еще среди последних работ Андрея Игоревича в кино жуткая картина Егора Кончаловского «Консервы» с «оборотнями в погонах», «Заражение» Родиона Нахапетова с негуманными экспериментами над людьми... Скоро на наши экраны выйдут «Вий» и очередной «Антикиллер» — и тут не обошлось без этого любимого многими артиста... Парадокс, но чем в более отталкивающих персонажей перевоплощается актер, тем больший восторг он вызывает у публики. На днях я лично была свидетельницей, как в перерыве между съемками в районе станции метро «Немига» к Смолякову выстроилась очередь поклонников, желающих сфотографироваться с кумиром и даже запечатлеть рядом с ним своих детей. Народный артист никому не отказывал, заботливо оберегая почитателей от курсировавших рядом автомобилей, — это только на экране он такой холодный...


— Андрей Игоревич, скажите честно, снятся вам кошмары после съемок в таких фильмах?


— Никогда! Сплю я, к счастью, хорошо. Потому что разделяю жизнь и ремесло, «включаюсь», когда надо, и сразу же «выключаюсь», стараясь как можно скорее это забыть... Слишком много негативных ролей, вы считаете? Но это моя работа.


— Обычно, входя в образ отрицательного героя, актеры стараются найти ему внутреннее оправдание, даже полюбить. Но разве можно оправдать киллера?


— Вообще–то я человек очень щепетильный в плане выбора ролей. Не важно, какой это персонаж — с плюсом или минусом, для меня важна мотивация поступков героя. И если эта мотивация интересна, глубока, оправдана какими–то жизненными обстоятельствами, тогда мне это интересно играть. А просто скалить зубы — абсолютно неинтересно...


— В таком случае были у вас реальные прототипы тех бандитов, роли которых вам довелось сыграть?


— Одна ваша коллега, после того как я снялся в фильме «Потерявшие солнце», прямо так и спросила: «Андрей, а вы встречались с представителями этой профессии?» А играл я киллера, между прочим. Ну и как вы себе представляете наши встречи?.. Можете за меня не волноваться — ни с кем из таких людей я незнаком.


— Интересно, детективы вы еще читаете?


— Последние несколько лет — нет. Что–то не попадается мне больше интересных детективных сюжетов... В основном читаю современную литературу, постоянно слежу за Володей Сорокиным. Ну и классика тоже не забывается — она для меня, как хороший наждак, чистит...


— И чем вам интересен Сорокин?


— Во–первых, Володя — мой хороший товарищ, мы познакомились еще во время работы над спектаклем «Свадебное путешествие» по его пьесе. Во–вторых, образность мышления Сорокина весьма интересна на самом деле. Хотя я понимаю тех людей, которые отторгают его литературу, он действительно бывает очень жестким, но стоит копнуть чуть глубже...


— А чей образ вы примеряете на себя в этот раз?


— В новом фильме я — нормальный, преуспевающий, реально живущий человек, в одиночестве воспитывающий дочь. Но, как известно, дети имеют тенденцию вырастать и покидать родительский дом. Собственно, вся история об извечном конфликте поколений, о родительском эгоизме.


— Помню, как несколько лет назад ваш сын–подросток в программе «Пока все дома» признался, что ненавидит театр...


— Ну теперь он пытается его полюбить, потому что, в конце концов, бросил свой институт радиоэлектроники и автоматики и учится на продюсерском факультете в Школе–студии МХТ. И я этому рад...


— Кстати, я обратила внимание, что в Беларуси вы никогда не перевоплощались в убийц и гангстеров, на заре своей карьеры вообще снялись на «Беларусьфильме» в роли доброго сказочного героя (кстати, фильм-сказку «Андрей и злой чародей» у нас показывают до сих пор). Потом был еще «Благородный разбойник Владимир Дубровский»...


— Ну это все фильмы, которые снимались давно. В те годы я и в других студиях играл положительных персонажей. Но с годами произошли определенные физиологические изменения — увы, но теперь у меня внешность скорее бандита, а не героя.


— К Олегу Табакову вы пришли еще студентом, сменив Щукинское училище на ГИТИС. И с тех давних пор служите в его театре — это потому, что Табаков стопроцентно «ваш» режиссер или вы просто такой верный человек по своему характеру?


— Еще студентом Костя Райкин пригласил меня в спектакль «Прощай, Маугли» играть Маугли. Мы начали репетировать, но ректор «Щуки» запретил мне это делать, в результате чего и встал вопрос о переходе в другой вуз. В ГИТИСе, где я попал на курс к Олегу Павловичу, таких проблем уже не возникало... А что касается «Табакерки» — отвечу банально: это мой дом, а куда и зачем уходить из дома? Сейчас я там Хлудов в «Беге», Лицедей в «Лицедее», в МХТ — Лопахин в «Вишневом саде», дядюшка Кирсанов в «Отцах и детях»...


— А вам не досадно, что по–настоящему популярным вы стали только после сериала «День рождения Буржуя»?


— Да я вообще об этом не думаю — популярный, непопулярный... Полагаю, все приходит в свое, нужное время, в том числе и популярность. Не буду кривить душой: я радуюсь своей востребованности. Для актера ведь что самое главное — любимая работа и когда она есть.


— Вы можете назвать себя медийным актером?


— Простите, но я не знаю такого термина...

 

Фото  Александра  ДМИТРИЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter