Лица времени

Можно предположить, что мы "носим" на наших лицах выражения, во многом типичные. Время формирует некое обобщенное выражение физиономий.
Можно предположить, что мы "носим" на наших лицах выражения, во многом типичные. Время формирует некое обобщенное выражение физиономий.

Как-то обратил внимание на письмо в "СБ", где автор, прислав в редакцию фотографии своих друзей времен Отечественной войны, восклицал: "Вы посмотрите, какие у них одухотворенные лица!" И подумалось, что время формирует не только наш внутренний мир, но и внешний облик.

Вот императорский Рим: властолюбие, жестокость, воля, смелость, сластолюбие легко читаются на лицах цезарей. Средневековье предложило новый идеал: показная скромность, фанатизм, черты лица вытягиваются, делаются плоскими, превалирует серый цвет. Внутренний мир человека становится преобладающим и приобретает форму вытянутой плоскости: именно таков на всех известных изображениях Савонарола. А вот Возрождение: много красок, круглые, жизнерадостные лица.

Впрочем, это становится особенно очевидным во времена, более близкие нам. Вглядитесь в лица персонажей на картинах художника Михаила Савицкого, посвященных войне: здесь и библейский апокалипсис, и соответствующие тона, и лица, в которых читается ожидание смерти. А лица героев Василя Быкова? Известный кинорежиссер выбрала для нас лицо Сотникова, мы помним его, и вряд ли именно такой типаж оказался случайным. Вместе с тем лицо войны бывало иным. Человеческая природа брала свое, и нам хорошо известны образ и лицо Василия Теркина. Это тоже лицо войны.

Лица советской эпохи у нас, что называется, перед глазами. Они тоже разные. Но преобладают в них такие черты, как спокойствие, уверенность в себе и людях, местами социальная наивность, но очень симпатичная наивность. Лицо Гагарина - это одно из лучших лиц советской эпохи. Ведь улыбаются космонавты и ныне, но улыбаться по-гагарински не умеет никто...

Лица эпохи перестройки тоже по-своему наивны. Но это уже другая наивность - людей огорченных и поэтому озлобленных. Людей, мгновенно поверивших и так же быстро разуверившихся.

Можно ли определить, выделить характерные черты лиц людей нашей эпохи? И что может объединять в единое целое лица граждан Беслана и удачливых политиков? Что может быть общего у таксиста, не спавшего ночь, и "челнока", опоздавшего на самолет? Ведь масса новых социальных типов, рожденных нашей действительностью, предполагает соответствующее выражение лиц. От ироничных до самодовольных, от безразличных до преисполненных интеллекта.

Конечно, лицо нашего времени нельзя списать с лиц мятущихся чеховских интеллигентов. Мало попадется лиц пламенных революционеров. Плохо просматриваются на современных лицах и безудержный оптимизм целинников, и несомненный приоритет духовности в шкале социальных ценностей. Зато много ожидания. Много надежд. Много веры. Преобладает лицо человека, опоздавшего на поезд и внимательно вслушивающегося в голос вокзального диктора: вот сейчас поезд вернется, откроется дверь теплого, уютного купе, ты с ногами заберешься на полку, попросишь чаю и умчишься в неведомую даль. А вся эта грязь, скука, постные и унылые лица останутся там, на перроне, где тускло светит единственный фонарь и идет нескончаемый дождь...

Нет казенного оптимизма, но уже нет и провоцируемого не столь давно социального отчаяния. Есть лицо переходного периода, причем никто не знает, какой будет конечная остановка. И вместе с тем вырисовывается новое лицо. Лицо молодого человека, погруженного в компьютер. Новое лицо заметно утратило наивность. Проявился прагматизм, доселе нам плохо знакомый. Появилась даже несвойственная национальному характеру жесткость. Вечерний вопрос младшего сына отцу: "Ну, сколько ты сегодня заработал?" - приобретает характер теста на профпригодность, в том числе семейную. Причем такого рода вопросы задаются как естественные, характеризующие суть и времени, и отношений между людьми.

Старый "учительский" идеал: лампа на столе, много книг, кто-то сидит и читает - нынче воспринимается плохо. Вас поймут только в том случае, если это книга Карнеги или что-то про Конана.

Конечно, нам всем понятно, что главное состоит в том, чтобы новое лицо эпохи не утратило главных черт - человечности, гуманизма, проявления боли и сострадания к ближнему. Если все названное осталось, то и прагматизм смягчится, а из книжного шкафа будет извлечена книжка про Чиполлино или вечную Красную Шапочку...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter