Литературные погоды

Пространство, именуемое литературой, так же подвержено стихиям, как и пространство природное.
Пространство, именуемое литературой, так же подвержено стихиям, как и пространство природное. Там бывают свои циклоны и антициклоны, смерчи и засухи, штормы и штили...

Чаще всего, разумеется, этакие моросящие дождики с переменной облачностью, как нынче за окном.

Литературная погода изменчива и непредсказуема, как и природная. И также множество критиков-синоптиков пытается составлять прогнозы, то сбывающиеся, то нет...

В общем, поговорим о... погоде в литературе или, как говорил Мерлин у братьев Стругацких, "о погодах" - надо ведь придать некий оттенок книжности!.. Поговорим, не претендуя на какие-то пророчества и вердикты, - упаси Боже...

В конце концов о чем же еще и говорить даме (даже литературной)?

Погоды на литературных пажитях нынче спокойные. Относительно, конечно. Отшумели предсъездовские страсти. Сам съезд белорусских писателей прошел, пользуясь тем же "погодным" словарем, "порывисто, до умеренного". Новый председатель, молодой литератор и ученый Алесь Пашкевич, скажем так, пока что устраивает большинство - обаятелен, интеллектуален, дипломатичен.

Теперь литераторская общественность пребывает в ожидании - что будет с Домом литератора, давнишним камнем преткновения и яблоком раздора в отношениях писателей с властями. От этого во многом зависят авторитет и благосостояние нового правления СБП. Дом литератора, находящийся в престижном месте города по ул. Фрунзе, 5, еще не так давно был местом, где почти ежедневно проводились творческие вечера и юбилейные празднования, куда можно было прийти "потусоваться". Кроме этого, здание при грамотном использовании может приносить доход. Известно, писатели - люди небогатые, единственная надежда, случись что, - на союз. А у того сегодня ни кола, ни двора.

Но что это мы все о грубой материи... Вот из сферы духовной - на съезде был презентован первый номер альманаха "Дзеясло›". Предыстория такова. Когда создавался холдинг "Лiтаратура i мастацтва", вобравший в себя основные белорусские литературные издания, редакции остались не в полном составе. Тогда и заговорили о новых, внехолдинговских, изданиях. Редакции холдинга, кстати, успели издать номера уже под новой "вывеской", но изданы они еще по "старым лекалам". У холдинга на днях появился новый редактор - писательница Таиса Бондарь. Так что подождем до обстоятельного разговора номеров, воплощающих новые идеи. А пока разговор - о "Дзеяслове", также ожидающем оценки литературной критики (это мы обеспечим в ближайшее время). Один из сопричастных к созданию альманаха, новый председатель СБП Алесь Пашкевич, заявил, что издание появилось не в пику холдинговским, а "у дапамогу iм". Что следует, видимо, понимать как положительный эффект расширения журнальной площади для публикаций (разумеется, талантливых).

Теперь ожидается выход еще одного издания - под эгидой недавнего главного редактора журнала "Полымя" Сергея Законникова. Предполагаемое название - "Ток".

Похоже, в новом здании Национальной библиотеки в форме алмаза будет что поискать в отделе белорусских периодических изданий.

Впрочем, кто сказал, что там мало интересного теперь? На днях, кстати, отмечалось 75-летие со дня выходя белорусского журнала "Узвышша", рупора литобъединения "Узвышша", члены коего практически в полном составе были репрессированы в 1937 году. А ведь в своем "манифесце", среди прочего, мечтали о реабилитации "паэзii чыстае красы"!

Так что "чыстая краса", господа, вещь небезопасная, добываемая иногда ценою жизни.

На сей пасмурной ноте и закончим покамест разговор о литературных погодах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter