О конкурсной программе документального кино на "Лicтападзе"

«Лiстапад» doc.

Людмила СаенковаДокументальное кино как отдельная конкурсная программа Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» появилась сравнительно недавно — в 2006 году (сам фестиваль был основан в 1994–м). Это был знак особой прозорливости и внимания к традициям. Тому, кто из советского времени, хорошо памятен один кинотеатр, которого уже давно нет на карте Минска — «Новости дня». Это было место, ежедневно собиравшее в небольшом зале большое количество любителей документального кино. Кинотеатра нет, а тоска не просто по документальным сюжетам, которыми изобилует современное телевидение, а по искусству документального кино осталась. Эту тоску в полной мере можно удовлетворить с 8 по 14 ноября в кинозалах кинотеатра «Мир» во время XXI кинофестиваля «Лiстапад».

Каждый год на форуме показывается огромное количество всего лучшего, что было создано и премировано на престижных мировых кинофестивалях документального кино. Ежегодно программа создается с определенной концепцией, которую тщательно обдумывает главный отборщик этой части фестиваля — киновед, директор программ документального кино ММКФ «Лiстапад» Ирина Демьянова. В один год это были фильмы, объединенные идеей непохожести социальных проживаний и культурных переживаний, в другой — те, которые можно было бы определить как документальные сюжетные комедии, в третий — фильмы про фильмы, представляющие своеобразную творческую лабораторию. В документальной номинации этого года будут показаны реальные жизненные истории, в которых заметно невероятно внимательное, бережное отношение к своим порой ни на кого не похожим героям. Эти герои удивительны своей витальностью и доброжелательностью по отношению к миру. Например, фильм «Вы что, не верите в любовь?» (Израиль, реж. Дан Вассерман) повествует о женщине–инвалиде, которая нашла себя в роли свахи и которая, вопреки беспросветной оседлости в коляске, испытывает свои радости. Равно как героиня фильма «Путь к звездам» (Дания, реж. Берит Мадсен), будучи абсолютно восточной женщиной, всю жизнь мечтает о космосе, нарушая все традиционные представления о том, чем должна заниматься дама именно этих территорий. А герой фильма «Глубокая любовь» (реж. Ян Матушински) — шестидесятилетний дайвер, будучи парализованным после инсульта, мечтает нырнуть в глубоководную впадину, которая не под силу его молодым и крепким коллегам.

Впрочем, кино документального экрана, так же как и игрового, по–настоящему разнообразно. Все соответствует слогану фестиваля — «Такое разное кино!». Там будут фильмы, которые можно было бы назвать актуально исследовательскими. В них не просто ставится важная проблема, а анализируются истоки самого явления. Эти проблемы — часть современной общечеловеческой истории, которые невозможно оставить без внимания. Например, неофашистские образования в Венгрии («Правосудие в Венгрии», реж. Эстер Хайду), судьбы семей, когда взрослые вынуждены выезжать на заработки в другие страны («В ожидании августа», реж. Теодора Анна Михай). Разнообразие документальной панорамы распределено по отдельным программам. Есть основной конкурс, конкурс фильмов национальных школ, где среди тринадцати фильмов разных стран будут показаны три белорусские картины студентов академии искусств, и богатая внеконкурсная программа, разделенная на свои рубрики, — «Лучшие» (призеры международных кинофестивалей), «Музыкадок» (документальное музыкальное кино), «О, женщина!» (где главная героиня — женщина, которая может все), «Отцы и дети» (о взаимоотношениях поколений), «Кино+ТВ. Первая мировая. Исторические хроники», «Форум фестивалей», «Свидание с Россией. Документальное кино. XXI век», «Кино о кино» , «Специальный гость» (фильмы представляют крупные деятели мирового кино — американский актер и режиссер Арманд Ассанте; армянский документалист, директор МКФ «Золотой абрикос» Арутюн Хачатрян), «Документально–образовательный цикл. Художники Парижской школы, уроженцы Беларуси» (белорусские телевизионные фильмы о художниках, чьи имена и творчество давно стали неотъемлемой частью мирового искусства — Марке Шагале, Хаиме Сутине, Льве Баксте, Осипе Цадкине, Надежде Ходасевич–Леже, Осипе Любиче).

Настоящее документальное кино — беспристрастный портрет времени и высокое искусство одновременно. Кинофестиваль «Лiстапад» — пока единственная возможность увидеть это все сразу и в большом количестве.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия №213 (24594). Четверг, 6 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter