Лисица бывает кусачей

Бешенство атакует За те более чем 3 тысячи лет, что вирус бешенства известен человечеству, он напоминал о себе многократно.
Бешенство атакует

За те более чем 3 тысячи лет, что вирус бешенства известен человечеству, он напоминал о себе многократно. После второй мировой войны жертвы этой опаснейшей инфекции исчислялись в Беларуси десятками, затем ситуация стабилизировалась - надолго, но не окончательно, и уже второй год подряд вызывает у медиков беспокойство. Дело не только в том, что после четырехлетнего перерыва случаи заболевания бешенством вновь начинают регистрировать на территории страны, но и в том, что антирабические прививки население все чаще попросту игнорирует.

Этим летом в Орше скончался 37-летний афганец-десантник. Собака искусала его еще в апреле, но к врачам здоровый, крепкий мужчина обращаться не стал, хотя и знал о возможной угрозе. Но - не повезло... Ситуация, по словам главного эпидемиолога Минздрава Анатолия Кожемякина, весьма типичная, особенно для Витебской области - самой неблагополучной одновременно и по числу случаев бешенства, и по количеству "отказников" (от прививки там отказывается каждый третий пострадавший). С опасным легкомыслием относятся наши соотечественники к заболеванию, ежегодно уносящему во всем мире до 70 тысяч жизней. И хотя это бич прежде всего Африки, Азии и Латинской Америки, настораживать должно уже то обстоятельство, что за пять лет в Беларуси значительно расширилась география отлова бешеных животных. Лисицы, волки, енотовидные собаки, домашние кошки и собаки и даже летучие мыши - вот источник для инфекции, почти всегда заканчивающейся для человека летальным исходом. Известно лишь 6 случаев счастливого выздоровления, а в общем, как говорил еще доктор Чехов, "нет болезни более мучительной и ужасной, чем бешенство". Необратимыми последствиями, предупреждают медики, чреват простой порез, царапина при обработке красивой лисьей шкурки. Бешенство очень коварно: вирус может годами дремать в организме человека и обнаружить себя лишь в стрессовой ситуации или при операции - финал же одинаково печален. Поэтому при любой "нештатной" ситуации, тем более укусе, алгоритм поведения должен быть один: рану промыть водой или дезинфицирующим раствором, обработать настойкой йода - и бегом к врачу.

Надо сказать, бешенство - это единственная инфекция, при которой вакцинация проводится не для профилактики, а для лечения, когда под угрозой человеческая жизнь. Тут уж не думают о противопоказаниях (прививка обязательна для всех, даже для беременных и детей), главное - успеть нейтрализовать вирус. Государству антирабическая вакцинация обходится довольно дорого, особенно теперь, когда перешли на концентрированную вакцину, которая в 5 раз дороже традиционной. Многие годы медицина пытается найти дополнительные средства в борьбе с бешенством, создавая все новые и новые химиопрепараты, а вот белорусские специалисты пошли другим путем и ищут подспорье в хорошо известных лекарствах. И кое-что найти уже удалось. Как отмечает Нина Мишаева, руководитель лаборатории бешенства и природно-очаговых вирусных энцефалитов НИИ эпидемиологии и микробиологии, неплохо зарекомендовал себя римфопецин. С его помощью удалось спасти женщину, до неузнаваемости искусанную бешеным волком, и годовалого малыша, ставшего жертвой дворовой собаки. Теперь этот препарат наряду с несколькими другими официально рекомендован Минздравом для применения в аналогичных критических ситуациях.

Сложнее с самими переносчиками заразы. Скажем, в крупных городах в 95 процентах случаев причиной инфицирования являются домашние животные, разгуливающие без поводка и намордника. И хотя во всех странах начиная с Древней Месопотамии к владельцам зверей принимались (и принимаются) драконовские меры, у нас горе-хозяева в лучшем случае отделываются мизерными штрафами, до суда дело не доходит вовсе. А что делать с расплодившимися повсеместно лисами? Скорняки и модницы в последнее время потеряли к ним интерес, чего не скажешь о медиках, - те напрямую связывают рост лисьего поголовья с динамикой заболеваемости бешенством. Комитет лесного хозяйства при Совете Министров пытается заинтересовать население конкурсом по отстрелу лис, обещая в обмен охотничьи льготы и немалое вознаграждение. Есть надежда, что эта идея сработает так же, как и в случае с волками, численность которых за короткий период сократилась втрое, в том числе благодаря активности охотников, переквалифицировавшихся в "лесных санитаров".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter