Календарь и традиции

Лiпень косiць i жне

По традиции на исходе июня, 28–го числа, «на Федора и Егора» ходили осматривать поля, засеянные овсом — одной из самых поздних полевых культур, без которой, как говорили, и «конь не гладкi», и самому «на падвячорак кiсялю няма». Блюда, приготовленные из овса, известны с глубокой древности всем славянам, жившим в лесной полосе. Пропаренный в горшке овес сушили, толкли в ступе или мололи в жерновах. Такую муку замешивали на «крынiчнай» воде и получали густое тесто. Быстрота приготовления и питательные свойства делали толокно незаменимым на протяжении всего года. Кстати, столь часто упоминаемые в народных сказках «кисельные берега», омываемые «молочными реками», имеют самое прямое отношение к овсяной муке и отрубям. Овсяный кисель ели в теплом и холодном виде, «аздабляючы» его сметаной, сливочным маслом и медом.



29 июня — день трех Тихонов. Начинают смолкать птичьи голоса, и «сонца iдзе цiшэй». Пытливый народный ум назвал это время «застойваннем сонца».

У второго летнего месяца несколько названий, характерных для всех восточнославянских народов: «липец», «липень» — потому что цветет липа; «сенозорик» — время заготовки сена; «страдник» — работы в поле и огороде хоть отбавляй; «серпень» — начало жатвы на южных территориях. У нас еще говорили: «Лiпень косiць i жне, доўга спаць на дае», а в России прибавляли: «Июль — макушка лета, устали не знает, все прибирает». В такое время работы так много, что, кажется, сама природа отмерила долгие солнечные дни, чтобы человек управился со всеми хозяйственными хлопотами. Поэтому «хто ў лiпенi на полi пацее, таго ўзiмку i печка пагрэе».

3 июля — день Мефодия, написавшего краткий рассказ об истории мира, распределив время по тысячелетиям на семь периодов. Число семь в традиционной культуре белорусов считается наиболее сильным по своей информативности. В народных легендах и преданиях отражены основные библейские мотивы о том, как Бог создал мир за семь дней. Число семь знаковое и в ходе взросления человека: семь — четырнадцать — двадцать один год. По мифологии, верхняя, космическая, сфера имеет «семь небес», и то самое, чудесное, «седьмое небо» считается символом эмоционального состояния счастливого человека. На формирование сакрального значения цифры семь могли повлиять и различные природные явления: например, практически на протяжении всего года с территории Беларуси хорошо просматривается созвездие Большой Медведицы, насчитывающее семь звезд. Радуга–«вясёлка» включает семь цветов. Понятие «на семи ветрах» тоже подчинено этому числу. Великий пост от Масленицы до Пасхи состоит из семи недель, те же семь недель отсчитываем от Пасхи до Троицы–«Сёмухi». Из семи дней складывается и сама неделя. В наших песнях и сказках также часто упоминается число семь, для «вясельнага каравая» берется «вада з сямi крынiц, з сямi двароў — мука, у сямi гаспадынь — соль, з сямi курэй — яйкi». По старому обычаю новый дом должен простоять семь дней недостроенным, затем на протяжении шести дней в нем ночуют различные домашние животные и только на седьмой день переходят члены семьи. Число семь часто встречается в популярных пословицах и поговорках: «до седьмого пота», «семь одежек и все без застежек», «семь раз отмерь», «семеро одного не ждут»...

3 июля — знаковое в отношении прогнозов погоды. Если зарядит дождь, то будет идти целых сорок дней без перерыва.

И, конечно, 3 июля для всех нас — большой праздник, день освобождения Минска от гитлеровских оккупантов в далеком 1944 году. По воспоминаниям погода тогда стояла теплая и солнечная. Горожане выходили к дороге встречать своих освободителей, старались угостить их чем могли — отварной картошкой, яйцами, нащипанными с грядок зеленым луком и укропом... Именно с этого дня город начал отсчет мирной жизни и сейчас празднует уже семьдесят вторую годовщину своего освобождения.

Советская Белоруссия № 119 (25001). Пятница, 24 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter