Одни предприятия складские запасы «убивают», другим позволяют динамично развиваться
Держать на складе залежавшийся неликвид, безусловно, дело непохвальное. Но как определить оптимальный норматив остатков продукции для каждого производителя? И насколько оправданны установленные показатели для отдельных ведомств? В учебниках классической теории экономики можно найти некие ориентиры для отраслей. Однако у каждого предприятия своя стратегия и тактика завоевания рынков, ассортимент, особые договоренности с партнерами, определенный уровень финансовой устойчивости… Не стоит сбрасывать со счетов и фактор сезонности: одно дело выпускать колбасу, которая нужна потребителю каждый день, и совсем другое – елочные игрушки, которые хорошо продаются несколько недель в году.
С некоторых пор белорусские производители чуть ли не ежедневно отчитываются об объемах готовой продукции на складах. Затоваривание складов стало проблемой для белорусской экономики, тут и не поспоришь. Но есть разница между товарами, которые так и рискуют остаться невостребованными, и ликвидными остатками. Эксперты считают, что доводить нормативы по этому показателю резонно для двух-трех десятков бюджетообразующих предприятий. Остальные пусть сами решают, какой запас целесообразно держать на складе. Главное, чтобы производство работало эффективно и с прибылью.
Например, для бытовых плит основные продажи традиционно приходятся на начало осени. «Это была смелость руководителя принять летом решение придержать на своем складе 25 % среднемесячной квоты для дилеров, чтобы войти в сезон с нормальным объемом предложения, — рассказала начальник отдела маркетинга СП ОАО «Брестгазоаппарат» Алла Шелюто. – Норматив был несколько превышен, но мы выбрали стратегическую перспективу». Специалист обращает внимание и на такие факты: крупная партия товара готовится к отгрузке зарубежному партнеру, но банк не открыл аккредитив… Буквально день-другой и поставки пойдут, а запасы соответственно снизятся. Но предприятия сегодня должны каждый день отчитаться перед вышестоящим руководством: «складской» показатель вписывается в доведенный норматив.
Некоторое недоумение вызывает у производителей и методика подсчета нормативов. Например, ассортимент многих предприятий может исчисляться сотнями видов продукции в разных ценовых сегментах. Запускать на конвейер ежемесячно несколько десятков единиц каждого вида – экономически невыгодно. А выпуск дорогих изделий в одном месяце может вызвать резкое увеличение складских остатков, выраженных в рублевом эквиваленте.
Эксперты считают, что это в принципе неправильно — устанавливать один показатель для всех предприятий отрасли. «Многое зависит от финансового состояния компании, от ее стратегических целей и задач, — поясняет заместитель директора по науке ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований» НАН Беларуси Георгий Гриц. – Иногда нужно придержать товар, чтобы потом провести экспансию».
В целом для промышленности может считаться нормой двухмесячный запас, для продовольствия допустимый предел — 50 % к месячному объему производства, по легпрому специалисты, как правило, ориентируются на 40—60 %. Это в целом. Если взять отдельные позиции, например сахар, то опыт показывает: вполне допустимо накопить объемы, выпускаемые на протяжении нескольких месяцев, главное — видеть перспективу. Еще в июле главе концерна «Белгоспищепром» Ивану Данченко приходилось отбиваться от упреков в адрес переработчиков, которые накопили залежи сахарного песка… «Это не запас, а ресурс», — комментировал тогда ситуацию председатель концерна. Прогнозы специалистов к концу лета оправдались: одновременный рост спроса и цен на этот товар сделал внешние поставки очень выгодными для страны в целом. Сегодня вновь идет накопление — на конвейер поступает сахарная свекла нового урожая. Переработка сырья длится около трех месяцев, на протяжении которых растут и запасы. Когда их распродать? Кому, как не производителю, лучше знать ответ на этот вопрос?.. Но если финансовый результат значительно выбился из прогнозного, тогда и стоит делать оргвыводы.
Непростую задачу поставили и предприятиям Минстройархитектуры. В ведомстве работают над снижением складских остатков, но обращают внимание: определенная номенклатура всегда должна быть под руками, выпускать ее с колес не получается… На примере цемента хорошо видно, как резко может меняться ситуация. Как только работа на стройках закипает (основной пик приходится на май—август), этот товар становится сверхдефицитным, но с сентября склады вновь начинают уверенно заполняться.
Впрочем, некоторые отрасли и без кризиса не могут своевременно избавляться от произведенной продукции. Печальная «страница» в новейшей экономической истории Беларуси — «запасливость» легкой промышленности. Отдельные производители хранят у себя одежду из коллекций начала века. Здесь одних административных рычагов мало, ситуацию может изменить только структурная перестройка отрасли. В концерне «Беллегпром» поясняют, что складские запасы, которые сегодня сложились по отрасли, далеко не критичны. Специалисты уповают на два фактора: во-первых, сезонность, во-вторых, необходимость удовлетворять запросы торговли по ассортименту, цвету, модельному ряду. Но тут интересно изучить позицию каждого производителя: почему-то у лидеров отрасли даже с большим ассортиментом и в условиях сезонного спроса товар на полках не залеживается. А западные компании и вовсе освоили производство под заказ: выпускают пробную коллекцию, формируют пакет заказов и только потом запускают в массовое производство. Все-таки двухмесячный запас для такой по определению гибкой отрасли, как легпром, — это многовато. И спрашивать с тех производителей отрасли, которые постоянно «портят» общую статистику, за показатели производства, продаж и остатков готовой продукции — значит устранять следствие, а не причину. А иначе разгрузка складов будет напоминать сизифов труд: усилия прилагаются неимоверные, а потом все возвращается на круги своя…