Ликвид долго не пролежит

Эксперты: Нормативы складских запасов не нужно доводить огульно

Одни предприятия складские запасы «убивают», другим позволяют динамично развиваться

Держать на складе залежавшийся неликвид, безусловно, дело непохвальное. Но как определить оптимальный норматив остатков продукции для каждого производителя? И насколько оправданны установленные показатели для отдельных ведомств? В учебниках классической теории экономики можно найти некие ориентиры для отраслей. Однако у каждого предприятия своя стратегия и тактика завоевания рынков, ассортимент, особые договоренности с партнерами, определенный уровень финансовой устойчивости… Не стоит сбрасывать со счетов и фактор сезонности: одно дело выпускать колбасу, которая нужна потребителю каждый день, и совсем другое – елочные игрушки, которые хорошо продаются несколько недель в году.

С некоторых пор белорусские производители чуть ли не ежедневно отчитываются об объемах готовой продукции на складах. Затоваривание складов стало проблемой для белорусской экономики, тут и не поспоришь. Но есть разница между товарами, которые так и рискуют остаться невостребованными, и ликвидными остатками. Эксперты считают, что доводить нормативы по этому показателю резонно для двух-трех десятков бюджетообразующих предприятий. Остальные пусть сами решают, какой запас целесообразно держать на складе. Главное, чтобы производство работало эффективно и с прибылью.

Например, для бытовых плит основные продажи традиционно приходятся на начало осени. «Это была смелость руководителя принять летом решение придержать на своем складе 25 % среднемесячной квоты для дилеров, чтобы войти в сезон с нормальным объемом предложения, — рассказала начальник отдела маркетинга СП ОАО «Брестгазоаппарат» Алла Шелюто. – Норматив был несколько превышен, но мы выбрали стратегическую перспективу». Специалист обращает внимание и на такие факты: крупная партия товара готовится к отгрузке зарубежному партнеру, но банк не открыл аккредитив… Буквально день-другой и поставки пойдут, а запасы соответственно снизятся. Но предприятия сегодня должны каждый день отчитаться перед вышестоящим руководством: «складской» показатель вписывается в доведенный норматив.

Некоторое недоумение вызывает у производителей и методика подсчета нормативов. Например, ассортимент многих предприятий может исчисляться сотнями видов продукции в разных ценовых сегментах. Запускать на конвейер ежемесячно несколько десятков единиц каждого вида – экономически невыгодно. А выпуск дорогих изделий в одном месяце может вызвать резкое увеличение складских остатков, выраженных в рублевом эквиваленте.

Эксперты считают, что это в принципе неправильно — устанавливать один показатель для всех предприятий отрасли. «Многое зависит от финансового состояния компании, от ее стратегических целей и задач, — поясняет заместитель директора по науке ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований» НАН Беларуси Георгий Гриц. – Иногда нужно придержать товар, чтобы потом провести экспансию». 

В целом для промышленности может считаться нормой двухмесячный запас, для продовольствия допустимый предел — 50 % к месячному объему производства, по легпрому специалисты, как правило, ориентируются на 40—60 %. Это в целом. Если взять отдельные позиции, например сахар, то опыт показывает: вполне допустимо накопить объемы, выпускаемые на протяжении нескольких месяцев, главное — видеть перспективу. Еще в июле главе концерна «Белгоспищепром» Ивану Данченко приходилось отбиваться от упреков в адрес переработчиков, которые накопили залежи сахарного песка… «Это не запас, а ресурс», — комментировал тогда ситуацию председатель концерна. Прогнозы специалистов к концу лета оправдались: одновременный рост спроса и цен на этот товар сделал внешние поставки очень выгодными для страны в целом. Сегодня вновь идет накопление — на конвейер поступает сахарная свекла нового урожая. Переработка сырья длится около трех месяцев, на протяжении которых растут и запасы. Когда их распродать? Кому, как не производителю, лучше знать ответ на этот вопрос?.. Но если финансовый результат значительно выбился из прогнозного, тогда и стоит делать оргвыводы.

Непростую задачу поставили и предприятиям Мин­стройархитектуры. В ведомстве работают над снижением складских остатков, но обращают внимание: определенная номенклатура всегда должна быть под руками, выпускать ее с колес не получается… На примере цемента хорошо видно, как резко может меняться ситуация. Как только работа на стройках закипает (основной пик приходится на май—август), этот товар становится сверхдефицитным, но с сентября склады вновь начинают уверенно заполняться.

Впрочем, некоторые отрасли и без кризиса не могут своевременно избавляться от произведенной продукции. Печальная «страница» в новейшей экономической истории Беларуси — «запасливость» легкой промышленности. Отдельные производители хранят у себя одежду из коллекций начала века. Здесь одних административных рычагов мало, ситуацию может изменить только структурная перестройка отрасли. В концерне «Беллег­пром» поясняют, что склад­ские запасы, которые сегодня сложились по отрасли, далеко не критичны. Специалисты уповают на два фактора: во-первых, сезонность, во-вторых, необходимость удовлетворять запросы торговли по ассортименту, цвету, модельному ряду. Но тут интересно изучить позицию каждого производителя: почему-то у лидеров отрасли даже с большим ассортиментом и в условиях сезонного спроса товар на полках не залеживается. А западные компании и вовсе освоили производство под заказ: выпускают пробную коллекцию, формируют пакет заказов и только потом запускают в массовое производство. Все-таки двухмесячный запас для такой по определению гибкой отрасли, как легпром, — это многовато. И спрашивать с тех производителей отрасли, которые постоянно «портят» общую статистику, за показатели производства, продаж и остатков готовой продукции — значит устранять следствие, а не причину. А иначе разгрузка складов будет напоминать сизифов труд: усилия прилагаются неимоверные, а потом все возвращается на круги своя…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter