Лики любви в таможенном интерьере

Миллион алых роз под окнами одного из пунктов таможенного оформления Минской региональной таможни застал меня врасплох.
Миллион алых роз под окнами одного из пунктов таможенного оформления Минской региональной таможни застал меня врасплох. Уж никак не вписывался в моем представлении "цветочный" пейзаж в навеянный фильмами суровый интерьер таможни.

А для здешних работников, оказывается, это рядовое зрелище. Мне ничего не оставалось делать, кроме как по-доброму позавидовать "серым" будням таможенного инспектора, который в этот самый момент производил досмотр "цветочной" фуры. Машина-то немаленькая. Часа три понадобится, чтобы стебелек к стебельку сосчитать. "А может, среди цветов инспектор что другое ищет", - мелькнула у меня в голове догадка. Ну, помните, первая фраза, которой таможенники встречают людей, прибывших из-за границы: "Оружие, наркотики есть?.."

Увы, все оказалось гораздо тривиальнее. И мое дилетантское представление о таможне тут же растворилось в нагромождении цифр, предписаний, деклараций и так далее и так далее... Как пояснил мой спутник - начальник отдела таможенного оформления и контроля Минской региональной таможни Иван Семенов, времена легендарного Верещагина давно канули в Лету. И живем мы отнюдь не в пустыне. "Романтический ореол, созданный вокруг таможни персонажами известного фильма, - это лишь малая толика правды, - отметил Иван Эдвинович. - Сейчас функции нашей структуры не ограничиваются борьбой с контрабандой, таможенным контролем и взиманием пошлин, а включают полный комплекс тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства. При этом только от работы нашего отдела с начала года в республиканский бюджет поступило около 8 миллионов долларов. А всего Минская региональная таможня имеет 10 отделов таможенного оформления и контроля, 3 таможенных поста и ряд базовых отделов. Вот и считайте".

На первый взгляд математика здесь нехитрая. Каждая товарная позиция по сбору пошлины строго прописана буквой закона - стой себе да собирай деньги. Но вот нюанс. Не перевелись еще на земле нашей мужики, готовые поиграть с таможней в кошки-мышки. В частности, Иван Семенов не без улыбки вспоминал случай на пункте таможенного оформления в Дзержинске, где производится досмотр товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Так вот, однажды здесь проводилась проверка вагона с солью, как было записано в декларации, следовавшего в Литву. А как выяснилось после досмотра, из 60 тонн белого сыпучего груза, находившегося в вагоне, 40 тонн составлял... сахар, ставка пошлины на ввоз которого в Литву значительно выше, чем на соль.

Впрочем, таких случаев на памяти таможенника было уже немало. "Самое обидное в этих ситуациях, - говорит Иван Эдвинович, - осознавать, что из тебя хотели сделать дурака". Спрашиваю, а может, на взятку рассчитывали? Ведь это уже притча во языцех, что таможня - сплошь коррумпированная структура. Да и в каждом анекдоте есть доля истины... Тут начальник и вправду обиделся: "Лучше не пачкать ни свою честь, ни честь мундира и поступать, как следует по закону". Но мне же интересно, до сути хочется добраться: неужели искоренили в наших таможенниках соблазн положить в карман добавку к зарплате? А может, они по примеру Верещагина "мзду не берут"? "Раз уж вы сравнили с Верещагиным, - говорит Иван Эдвинович, - то должны знать, что в таможне люди не ради денег работают, а потому, что "за державу обидно".

Судя по биографии Ивана Семенова, он не слукавил. Ведь таможня была далеко не первым местом его работы. После окончания военного училища он служил в Нагорном Карабахе. Потом - в 120-й дивизии в Минске. "Понятно, что после Кавказа, - говорит Иван Эдвинович, - служба на плацу меня не очень устраивала, и я уволился. Друзья помогли устроиться на работу в банк. Но... хотелось более мужской работы. И вот предложили пойти на таможню. Я поначалу даже не представлял, что это такое. Да и оклад здесь был значительно меньше, чем в банке. Но что-то все-таки сыграло свою роль: может быть, какая-то самостоятельность и ответственность в работе. Ну а потом втянулся". И Иван Эдвинович стал рассказывать интересные ситуации, которые происходили за время его работы на таможне. К примеру, о розах.

Как оказывается, сортировка цветов - а в основном они везутся из Голландии - только на первый взгляд никак не вяжется с работой серьезных мужчин в аккуратненьких голубых костюмах с погонами. На самом деле акулы цветочного бизнеса понимают, что если, скажем, загрузить машину 30 тысячами роз, а в декларации написать, что там их всего 15 тысяч, то на ставках пошлины (примерно 0,9 евро за штуку) можно сэкономить кругленькую сумму.

А вообще, у таможенников есть целый список грузов, которые подлежат 100-процентному досмотру. Например, компьютеры, бытовая техника, мебель, и... лес. Оказывается, и среди распиленных досок "народные умельцы" научились провозить контрабанду. В частности, неоднократно внутри леса, вывозимого в Германию, таможенники обнаруживали тайники с сигаретами. Понятно, что в декларациях потайной товар не значился... Поэтому сейчас таможенники производят полный досмотр всех машин с лесом. Как говорит Иван Семенов, "хоть "левый" товар идет в Германию, но если мы его пропустим, пострадает авторитет нашей страны". Всего же с начала года на пункте таможенного оформления "Кунцевщина" было произведено 2.004 досмотра товаров и транспортных средств, по результатам которых заведено 82 дела об административных таможенных правонарушениях. Наиболее характерными из них являются: сокрытие товара от таможенного оформления, недостоверное декларирование, нарушение срока доставки и так далее.

Впрочем, если для государства таможня - это перманентный счастливый билет, то даже честные клиенты далеко не всегда остаются довольны ее работой. Для примера я позволю себе вспомнить классическую историю вековой давности из жизни известного композитора Игоря Стравинского. Когда он впервые встретился в Италии с Пикассо, тот в качестве прощального дара написал его портрет. По возвращении Стравинского в Париж таможенные чиновники отказались пропустить картину. Они обвинили композитора в шпионаже и предположили, что портрет, на котором лицо было разбито на геометрические фигуры, - это карта секретных военно-оборонительных укреплений. Согласитесь, хотя с того времени минуло почти столетие, грешок излишней бдительности есть и за современной таможней. "Действительно, из-за проверок и длительного оформления на таможне нередко страдают не только правонарушители, - говорит Иван Семенов. - Но в этом, опять же, виноваты не мы, а люди, которые, считая себя умнее всех, пытаются совершить преступление прямо у нас на глазах. В общем, по-моему, излишней бдительности не бывает. Ведь мы же не ясновидящие".

Что удивительно, чем более суровую картину таможни рисовал мой собеседник, тем красочнее она становилась. Мне даже всю ночь потом снились погони за контрабандистами, чудесное превращение соли в сахар и, конечно, пересчет роз... Нет, все-таки фильмы не врут и романтический ореол вокруг таможни с поправкой на современность соответствует действительности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter