Лихая музыка атаки

Военнослужащие и командиры отрабатывали спецоперацию по блокированию и уничтожению диверсионно–разведывательной группы противника (ДРГ)...

Опушка леса. Ковер из желтых листьев под ногами. На близлежащем поле тарахтит трактор. Мирная осенняя пастораль... Но настроение у нас — настороженное. Где–то здесь, под ветками, среди коряг, залег взвод бойцов. Их не видно, а они видят все. Ждут.


Примерно так завершалось двухстепенное командно–штабное учение внутренних войск, которое проходило в сентябре на фоне «Запада–2009». Военнослужащие и командиры отрабатывали спецоперацию по блокированию и уничтожению диверсионно–разведывательной группы противника (ДРГ). Оказавшись в самой гуще событий, мы еще раз убедились: враг не пройдет.


Впрочем, обо всем по порядку. Залегшие бойцы — это группы блокирования из войсковых частей 3310 и 5448. Задача, поставленная перед ними, предельно проста: не пропустить противника. У каждого свой сектор наблюдения и сектор обстрела. В случае попытки проникновения ДРГ сразу же открывается огонь. Никаких «руки вверх». Только стрельба на поражение.


Условия по–военному суровые, но по–другому никак. Таков замысел учения: противник коварен и чрезвычайно опасен. По оперативной информации, поступившей из Министерства обороны, ДРГ совершила нападение на командный пункт региональной группировки войск и попыталась скрыться в Минском районе. Руководствуясь полученными от местных жителей данными и другой оперативной информацией, внутренним войскам поручено провести специальную операцию. Местность в кратчайшие сроки блокировали два батальона. Группа поиска из «тридцатьдвойки» цепочкой прочесывала лес...


Диверсантов было восемь. Хорошо обученные, вооруженные, они знали свое дело. Это и немудрено, ведь роль плохих парней поручили сыграть военнослужащим СОБРа. ДРГ попыталась вырваться из кольца, но расчет на плотное блокирование командование произвело верный. Первые выстрелы разорвали лесную тишину: заварушка началась.


Кто–то из диверсантов упал. А четверо проскочили. Попытались уйти на автомобиле, но не удалось. Засели в лесном домике. Несколько минут — и их окружили.


Для проформы противнику предложили сдаться, но в ответ прозвучала стрельба. Что ж, другого и не ожидали. Дело техники — несколько дымовых шашек, штурм под прикрытием черной завесы, и вот уже все бандиты уничтожены.


Такова легенда, которая, как водится, есть у каждого учения. А некоторые маневры и сами становятся легендарными. Особенно среди «срочников», для которых любой полевой выход — событие. Под впечатлением от такой спецоперации они будут целый год. Будут обсуждать, кто лучше всех замаскировался, почему захрустела некстати задетая ветка, и кто же все–таки «попал» в диверсанта.


— Противник, конечно, знает, что впереди его ждет ликвидация. Но они ведь профи! — с упоением рассказывал ефрейтор Сергей Казанков, при этом не выпуская из рук автомата и внимательно глядя по сторонам. — Пойдут на все, чтобы оттянуть печальный момент. Могут разделиться, назначить дозоры — пустить вперед своих, чтобы разведывали местность...


Что ж, тактика диверсантов — вещь интересная, но нас больше интересовали стратегические планы командиров. Ведь собрались на полигоне внутренние войска не для того, чтобы побегать и поиграть в войну. Важнее было проверить мобильность, управляемость бригад, нежели оценить действия отдельных бойцов. Не так сложно подняться по тревоге и встать в «ружье». Главное — в организации, в четкой связи на всех уровнях: от комбрига до командира взвода.


Стоя рядом с пунктом управления, где рация беспрерывно сыпала шифрованными словами, я старался обращать внимание именно на эти нюансы. Как отдаются команды? Есть ли обратная связь? Ход операции был под постоянным контролем. Направления действия групп корректировали в зависимости от обстановки. Диверсанты попытались прорваться с левого фланга? Значит, нужно подтянуть силы... Засели в доме? Тут же готовы план и подразделение для штурма. Войска действовали не в слепую, а под четким руководством, проявили мобильность, что чрезвычайно важно. Не зря работали командиры и штабы в течение нескольких дней отрабатывая ходы и контрходы, учитывая мельчайшие детали. Именно так сейчас и достигаются победы. Пускай над условным противником...


Компетентно


Сергей Конопацкий, первый заместитель командующего внутренними войсками — начальник штаба:


— Важно подчеркнуть, что учение проходило на фоне созданной при проведении «Запада–2009» оперативной обстановки. Тесное взаимодействие у нас налажено с частями Министерства обороны, органами внутренних дел, государственной безопасности и другими силовыми структурами.


Работа во время учения была проделана колоссальная. Особенностью стало применение новых технических средств. К примеру, приборов видеонаблюдения, позволяющих обнаружить противника в ночное время. Вообще же, войска не стоят на месте, приемы и методы постоянно совершенствуются. Берем лучшее из опыта коллег, в частности зарубежного.


А с поставленной задачей военнослужащие, считаю, справились в установленный срок, сделав это профессионально, не допустив потерь. Местность была сверхсложной, противник — обучен и опасен, но бойцы и командиры оказались подготовлены лучше. В случае возникновения реальной угрозы, убежден, справимся с возложенной задачей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter