Льготами должны пользоваться лишь те, кто их заслужил

"Пенсионеро- и инвалидоненавистницей", "раскольницей общества" называли меня авторы в каждом третьем письме-отклике, пришедшем на статью "Ты - мне, я - тебе" ("СБ" от 19.
"Пенсионеро- и инвалидоненавистницей", "раскольницей общества" называли меня авторы в каждом третьем письме-отклике, пришедшем на статью "Ты - мне, я - тебе" ("СБ" от 19.04.2002 г.). Если отбросить эмоции в сторону (кстати, не всегда высказываемые по адресу), то квинтэссенция почты такова: все привилегии заслужены честным трудом и спасают их обладателей от полной нищеты. Что ж, как говорится, есть вопрос, а следовательно, есть повод задуматься тем, кто вскоре всерьез и практически неизбежно займется упорядочением социальных льгот в стране. А произойти упорядочение должно, как пообещала министр труда и соцзащиты Антонина Морова, в 2003 году.

Конечно, дело тут не в чьих-то корпоративных интересах, как расценила мою статью еще треть читателей. Бюджетных средств катастрофически не хватает на исполнение всех вновь заявленных и доставшихся по наследству льгот. По сведениям первого заместителя министра финансов Анатолия Свержа, 6,7 миллиона жителей Беларуси имеют транспортные привилегии, 5,3 миллиона - налоговые, 4,9 миллиона - медицинские и санаторно-курортные и около миллиона - прямые жилищно-коммунальные, без учета общего дотационного фонда. В общей сложности система льгот охватывает почти две трети семей, причем на каждую приходится в среднем по две льготы.

Как ни парадоксально, от серьезных неприятностей правительство спасает "уникальная" система перекрестного субсидирования, способная запутать все и вся. Ее суть в том, что промышленные предприятия платят в 2 - 4 раза больше за электро- и теплоэнергию, покрывают убытки за счет пассажирских перевозок транзитными, местные телефонные разговоры - международными и т.д. Транспортники и коммунальники прочно сидят на дотации. Тем самым искажаются финансовые потоки и реальная экономика целых отраслей.

К счастью, все больше людей в обществе это понимают. "Подумать только, - пишет в поддержку "реформаторов" учитель из Барановичей Анжела Тукай, - из 10 миллионов населения 5,5 миллиона - льготники. И это в небогатой стране, где и зарплату-то выплачивают с опозданиями. Чтобы как-то сводить концы с концами, транспортники поднимают тарифы, а местные бюджеты выкручиваются в поисках средств на покрытие растущих вследствие этого убытков. В результате имеем два "худа": нельготникам приходится все больше платить за услуги вне зависимости от их качества, и одновременно бюджетный пирог сокращается. Таким образом, повышение тарифов усугубляет проблему - только и всего. На мой взгляд, выход простой - сокращение льготников. Пусть привилегиями пользуются лишь те, кто заслужил (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, например) или в них нуждается, - многодетные семьи, инвалиды, чей доход действительно низок. Кроме экономического, есть еще и моральный аспект проблемы. Множество льгот порождает в обществе иждивенчество и нахлебничество. Не лучше ли дать возможность человеку честно заработать, снизить налоги настолько, чтобы покупка проездного не была непосильным бременем для семейного бюджета?

Понимаю, что отмена льгот не вызовет всеобщего восторга и одобрения. Скорее наоборот. Но демографическая и экономическая ситуации к тому подталкивают. Если ничего не изменится, то через некоторое время у нас будет не половина, а две трети или даже три четверти льготников. А дальше что? Тупик".

Сторонники упорядочения льгот, а их оказалось примерно столько же, сколько и противников, приводят в своих письмах факты коррупции медиков, которые раздают инвалидность "нужным" людям; рассказывают, как некоторые становятся "чернобыльцами", побывав в зоне проездом, или "лжеафганцами". Увы, чем больше лазеек, тем больше людей в них стремится пролезть.

В пользовании льготами десятилетиями сохранялась несправедливость. Например, инвалид Великой Отечественной войны, который всю жизнь прожил в глухой деревушке в 60 километрах от райцентра, и такой же инвалид - житель столицы. Первый бесплатно получал сено и дрова. Рейсовым автобусом пользовался несколько раз в год, по праздникам. Дом строил и ремонтировал сам, о телефоне и думать не смел - деревня бесперспективная. Второй ежегодно ездил бесплатно в санаторий, получил вне очереди квартиры (нередко не только себе, но и взрослым детям). Плюс льготы на телефон, транспорт, коммунальные услуги, лекарства.

А в "профессиональных" льготах сегодня наворочено столько, что и специалистам сложно разобраться. "Если хлебопек возьмет с работы бесплатно булку хлеба или батон, его накажут. Так почему же катаются за наш с вами счет железнодорожники и прочие транспортники, все приближенные к ним?" - спрашивает И.Дергай из Минска. А потому, что льготы у нас безразмерны и безадресны. Кроме того, имеют интересную особенность "прилипать" к тем, кто в них вовсе не нуждается.

Выборочное обследование домашних хозяйств в 2001 году, ежегодно проводимое Минстатом, выявило интересную закономерность. Примерно каждая десятая белорусская семья может считаться относительно состоятельной. То есть уровень доходов на одного домочадца в ней превышает 100 долларов в месяц. Но представьте себе, что именно эти семьи получают вдвое - втрое больше транспортных, санаторно-курортных и прочих льгот, чем действительно самые бедные. Если попытаться выяснить, что же представляют собой малообеспеченные семьи, картина будет еще более неожиданная. Это ячейки общества с двумя и более детьми. 76 процентов детей в самом "затратном" возрасте до 17 лет воспитываются в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. В то же время пособия на детей из-за ограниченности бюджета, условно говоря, сводятся к стоимости упаковки памперсов. А пенсионеры, особенно на селе, где зарплаты низкие, становятся одной из самых зажиточных категорий граждан. 400 тысяч пенсионеров из 2,5 миллиона продолжают работать, получая и зарплату, и пенсию. Вот такие экономические перевертыши подкидывает для размышления действующая система социальной защиты населения. И менять ее придется, как бы сложно и болезненно это ни было.

Надеюсь на продолжение разговора. Естественно, вдумчивое, без лишних эмоций...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter