Левое отчуждение имущества

В 2009 году в Хозсуд Минска поступило на 1/4 больше заявлений о банкротстве

Почему им порой пользуются некоторые должники?

На четверть больше заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) поступило в прошлом году в Хозяйственный суд г. Минска. Почему? На этот и другие вопросы нам помог найти ответы председатель суда Игорь ЖДАНОВИЧ (на снимке).

— В минувшем году, — отметил Игорь Николаевич, — в Хозяйственный суд г. Минска поступило 928 заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве). Это почти на четверть больше, чем в 2008 году. В 199 случаях заявления направлялись инспекциями МНС Беларуси. Таможенными органами подано 9 заявлений, администрациями районов Минска — 15.

— Что побуждает авторитетные государственные органы прибегать к помощи суда?

— Заявления в большинстве случаев подаются в отношении отсутствующих и ликвидируемых должников. Как и ранее, целью подачи соответствующих заявлений является только списание задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом. В этом сохраняется направленность прошлых лет. Суммы задолженности значительные и связаны с начислением платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Обычно они появляются по результатам проведенных документальных проверок вследствие применения расчетного метода начисления платежей по движению денежных средств по расчетному счету, так как должники не представляют отчеты в налоговые органы.

— Видимо, и другие дела порой не получают разрешения в суде по причине того, что «варятся» в нем дела о банкротстве?

— Действительно, большое количество дел приостановлено в связи с возбуждением дел о банкротстве. Например, с 2005 года такова участь девяти дел по причине банкротства УП «Белая Русь». Также в производстве давно находятся приостановленные дела, по которым назначена экспертиза.

— Но ведь и к своему производству суд наверняка принимает не каждое дело о банкротстве. Как часто отказываете?

— В минувшем году нашим судом возвращено 118 (в 2008-м — 88) заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве). Это составило 12,7 % от количества поступивших заявлений. Основная причина возврата вызвана тем, что при подаче заявлений такого рода не соблюдались требования, установленные статьей 32 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

— И кто чаще всего фигурирует в незавидной роли должников?

— По субъектному составу должниками в основном выступают субъекты частной формы собственности (ООО, ОАО, ЗАО, кооперативы). Они фигурируют в 788 заявлениях, индивидуальные предприниматели, прекратившие финансово-хозяйственную деятельность — в 137 случаях. От предприятий государственной формы собственности поступило за год 4 заявления об экономической несостоятельности (банкротстве). При этом по трем делам ликвидационные производства в минувшем году и завершены. Остаток по году по неоконченным делам об экономической несостоятельности (банкротстве) государственной формы собственности составляет 5 дел. Основным видом деятельности предприятий, признанных банкротами, является торговля.

— С государственными предприятиями все понятно. А какова, Игорь Николаевич, в целом картина по неоконченным делам о банкротстве?

— На конец года в Хозяйственном суде города Минска находилось 625 неоконченных дел об экономической несостоятельности (банкротстве). 532 — это дела предприятий частной формы собственности, 88 дел — по индивидуальным предпринимателям.

— Говорят, обещанного три года ждут. Но чтобы получить судебное постановление о банкротстве, этого срока мало. Почему?

— Длительное рассмотрение дел о банкротстве вызвано рядом объективных причин, вследствие которых суд не имеет возможности завершить ликвидационное производство. К таким обстоятельствам относятся: возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц должника и наложение компетентными органами ареста на его расчетный счет и имущество, переоформление объекта недвижимости должника с целью его последующей реализации, принудительное взыскание дебиторской задолженности в порядке привлечения к субсидиарной ответственности учредителей должника, длительная реализация неликвидного имущества.

— Наверное, установлен и контроль за продолжительностью рассмотрения дел о банкротстве?

— Конечно, причем он разноплановый. Несколько месяцев назад проведено оперативное совещание с участием судей Высшего Хозяйственного Суда Беларуси. На нем судьи нашего суда докладывали о состоянии данных дел и перспективах завершения по ним ликвидационных производств. Кроме того, в соответствии с планом работы суда мы за год провели две проверки состояния дел, срок ликвидационного производства по которым превышает два года. Результаты проверок докладывались на оперативном совещании. По итогам проверок, а также благодаря постоянному контролю со стороны руководства суда остаток таких дел сократился более чем на четверть. На данном направлении постоянно закреплены два специалиста отдела судебной практики, которые ведут ежемесячный мониторинг дел этой категории.

Считаю, что эти меры реально поспособствовали тому, что значительно улучшился показатель по количеству дел, по которым принято решение о банкротстве с ликвидацией до 12 месяцев.

— Но и проблем, насколько мне известно, возникает предостаточно. Какие из них чаще всего встают на пути хозяйственного правосудия при осуществлении процедуры банкротства?

— Проблемным продолжает оставаться вопрос назначения управляющих по делам о банкротстве градообразующих и приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы. Еще одним сложным вопросом в производствах по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) является то, что при подаче соответствующего заявления в хозяйственный суд кредитор не всегда может оперативно и в полном объеме приложить к заявлению документы, подтверждающие основания, перечисленные в пункте 1.11 Указа № 508 Президента «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». А именно основания для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом).

Практика показывает, что при принятии решения о ликвидации, которая влечет за собой прекращение исполнительного производства, у должника имеется возможность отчуждения имущества, вывода основных средств. Этим и пользуются некоторые должники, предвидя неизбежность экономической несостоятельности (банкротства) предприятия. Да, есть сроки на признание сделок недействительными в процедуре банкротства, а также процедура взыскания субсидиарной ответственности с учредителей и должностных лиц должника, иные формы воздействия. Однако все эти меры значительно увеличивают сроки рассмотрения дела, а также делают практически невозможным удовлетворение в полном объеме требований всех кредиторов.

Одной из причин длительного рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) является взыскание с учредителей и должностных лиц должника субсидиарной ответственности. В том числе хозяйственными судами рассматриваются иски о привлечении участников обществ с дополнительной ответственностью к субсидиарной ответственности на основании статьи 94 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Лимит такой ответственности носит накопительный характер. При возложении субсидиарной ответственности по долгам перед одними кредиторами на всю сумму дополнительной ответственности требования других кредиторов не удовлетворяются. Поэтому считаю, что сведения о возложении субсидиарной ответственности по статье 94 Гражданского кодекса должны фиксироваться в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При превышении предела такой ответственности законодательство должно возлагать на общество с дополнительной ответственностью обязанность в двухмесячный срок изменить организационно-правовую форму юридического лица либо ликвидироваться. Подобный подход позволит исключить подачу кредиторами, не осведомленными о ранее рассмотренных судебных спорах, исков к обществам с дополнительной ответственностью, субсидиарная ответственность которых на основании статьи 94 Гражданского кодекса уже не может быть применена.

Кроме того, для исключения использования процедур экономической несостоятельности (банкротства) для ухода от долгов, мы ставим задачу, в том числе и перед управляющими, шире использовать механизм привлечения к субсидиарной ответственности учредителей и должностных лиц должника по основаниям Указа № 508 президента «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». Безусловное применение этих мер позволит эффективнее защищать интересы кредиторов и в первую очередь государства по возмещению не­уплаченных налогов и неналоговых платежей, иных пошлин и сборов.

Неотвратимость имущественной ответственности должна стать преградой на пути тех, кто хочет жить за чужой счет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter