Лев из "Соловьиной рощи"

Признаюсь, с нетерпением жду открытия VIII Международного музыкального фестиваля "Золотой шлягер".
Признаюсь, с нетерпением жду открытия VIII Международного музыкального фестиваля "Золотой шлягер". Лично для меня "Шлягер" - в первую очередь возможность пообщаться с исполнителями, чье творчество сейчас можно отнести к классике советской эстрады.

Как бы вы сейчас ни относились к Льву Лещенко, наверняка не забыли его "рощу" и улетающего "олимпийского мишку". И песня "За того парня" тоже наша история. Нравится она нам сегодня или нет. Эти три песни - столь разные - наверное,

и являются краткой творческой характеристикой Льва Лещенко. Хотя отнюдь не исчерпывают его возможностей. Классика, романсы, джаз и даже рок (!) тоже присутствовали в его творческой палитре, хотя были менее известны широкому зрителю. А еще Лев Лещенко - один из главных денди России, который на страницах российской версии журнала "Playboy" однажды продемонстрировал читателям моду сезона. Вместе с Иосифом Кобзоном...

Когда во время прошлого, седьмого, "Золотого шлягера" Лев, "царь российской эстрады", появился в Могилеве, то я думал, что встретиться

с ним не удастся - мол, небожителю не пристало снисходить до простых смертных. Тем более

в провинции. И ошибся. Лев Валерьянович охотно пошел на контакт.

- В 1972 году вы проснулись знаменитым - после победы в Сопоте. Но, если не ошибаюсь, этой победы могло и не быть?

- Верно. В Сопот я должен был ехать еще в 1971-м - с песней "Баллада о красках", которую очень много пел еще до этого. Но буквально за неделю до конкурса сменилась конъюнктура. Позвонили из Министерства культуры и сказали, что оргкомитет Сопотского фестиваля требует, чтобы СССР представляла женщина. В результате с моей песней в Польшу поехала Маша Кодряну, хотя по всему городу были уже расклеены мои проспекты. Она тогда выступила неудачно, никаких премий не получила.

Накануне фестиваля 1972 года собрался Союз композиторов - отобрать произведение, которое представит советский исполнитель. Выбрали песню Марка Фрадкина "За того парня". Марк Григорьевич тогда сказал, что "хотел бы, чтобы эту песню исполнял Лещенко". А ему говорят, что не положено: "Лещенко уже в этом году выезжал за границу, участвовал в конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии". Композитор уперся (за что я ему до сих пор благодарен) - или Лещенко, или эту песню никто не будет петь и на конкурс она не поедет. Пришлось посылать меня. После выступления, которое смотрела вся страна, - вы правы - пришла известность...

- Зрители следят за вашим творчеством уже в течение десятилетий. С нашей стороны экрана телевизора кажется, что у вас все благополучно, что вы с легкостью шагаете по жизни. А как на самом деле?

- На самом деле не все и не всегда было хорошо и гладко. Откровенно говоря, не хочется выставлять свои печали и горести на всеобщее обозрение... Хотя в перестроечные годы был период, когда меня вырезали из всех телевизионных передач. И на радио я не звучал. Тогда под этот пресс попали еще Кобзон, Толкунова, Ротару, да и Пугачева тоже. Хотя одновременно с этим мы были нужны зрителю: ездили по стране, давали концерты, собирали полные залы. Потом все вернулось на круги своя - мы появились в эфире. Но уже не как современные исполнители, а как классики.

- Мне кажется, что эстрадная музыка сориентирована прежде всего на молодежную аудиторию. Можно, конечно, тешить себя иллюзиями, что что-то вернется... Но опыт показывает - не вернется: будет новая культура, новые исполнители, новые стили. В этой ситуации важно не потерять нечто светлое, что еще осталось из вчерашнего дня. Причем не должно быть неких противоречий, конфликтов между исполнителями разных поколений...

- Согласен "на все сто"...

- В таком случае, каковы взаимоотношения между классиком Лещенко и теми, кто только недавно пришел на эстраду?

- Я достаточно умело контактирую с молодыми исполнителями. И должен сказать, что ко мне молодые ребята относятся уважительно. В свое время, например, у меня был проект с группой "Мегаполис". А не так давно ко мне пришли ребята из группы "Динамит" и предложили перепеть песню "Не плачь девчонка". Мы сделали современную, динамичную, очень модную аранжировку. Так что, если не отметать современные явления культуры, а принимать их как естественное положение вещей, вполне могут быть нормальные взаимоотношения "отцов" и "детей".

- Со своими единомышленниками вы пытались сделать на телевидении программу "Star и млад". Идея, на мой взгляд, замечательная. Популярная звезда - известный певец или актер - должна привести на сцену маленькую звездочку. На чем споткнулись?

- Задумка была хорошая - давала возможность по-настоящему талантливой молодежи пробиться на сцену без денег, не так, как сейчас. Мы сумели сделать четыре программы. Их показало РТР. Но каких-то откликов идея не вызвала. И нам предложили сменить менеджера. Что нас абсолютно не устраивало - уже были вложены огромные деньги. Да еще руководство телеканала предложило делать передачу в студии. А это для нас не могло быть приемлемо вообще. Задумывалась по своей сути народная программа - со зрителями, в концертном зале.

- Мне кажется, было бы неправильным, беседуя со Львом Лещенко, обойти "Левчика и Вовчика"...

- А что тут говорить - людям нравится. С Винокуром мы все это делаем спонтанно, ничего специально не готовим. Как-то сделали песню "Двуглавый орел" с припевом "мы просто какой-то двуглавый орел, красивая, гордая птица". Это дурачество. Если хотите, ирония. Без которой трудно жить - всерьез к современной эстраде относиться невозможно. А закрыть глаза и ждать, вот все пройдет и мы вернемся к эстетике, не получается. Кроме всего прочего - это общение, возможность уйти от одиночества.

...В этом году Лев Валерьянович Лещенко на фестиваль "Золотой шлягер" в Могилев не приедет. Но будет много других звезд, которые станут настоящим украшением музыкального праздника.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter