Корреспонденты «СОЮЗа» проверили в действии объединенную систему ПВО стран СНГ

Летчики выбрали Лиду

В командировку из Минска в барановичскую 61–ю истребительную авиационную базу — всего–то 150 километров — корреспонденты «СОЮЗа» летели на военно–транспортном Ан–26. Самолет был для журналистов не столько транспортным средством, сколько играл роль потерявшего ориентировку в белорусском небе объекта. В воздух подняли дежуривший на аэродроме в Барановичах российский истребитель Су–27. И мы наглядно увидели филигранную работу пилота.

Все небо Беларуси и ее ближайших окрестностей как на ладони отображено на мониторах более 100 радиолокационных станций. Фото: Александр Стадуб

...Истребитель в иллюминаторах Ан–26 можно было наблюдать уже минут через 15 после взлета. Именно столько времени прошло с того момента, как командир нашего воздушного судна полковник Сергей Клименков запросил помощь с земли, на командном пункте 61–й истребительной авиационный базы прозвучала команда «Воздух» и была объявлена готовность N 1. Заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации полковник Александр Карев позже уточнит: норматив — чтобы покинуть здание, осмотреть самолет и подняться в небо — 12 минут. Если самолеты взлетают в паре, добавляем еще две минуты, если дело происходит зимой — еще минуту. Жестче, чем в НАТО! Но появляется Су–27 в воздухе исключительно с мирными целями — либо помочь летчикам вернуться на маршрут, либо, в зависимости от обстоятельств, указать путь к ближайшему аэродрому.

— Пару раз приходилось подниматься в небо и по реальной тревоге, — скажет позже сопровождавший наш Ан–26 штурман эскадрильи 159–го гвардейского полка ВВС РФ Денис Жеребцов. На совместное дежурство в Барановичи гвардии майор прилетел из Петрозаводска вот уже в третий раз. — Во всех случаях тревога оказалась ложной. Вообще с белорусскими коллегами сработались без проблем. Небо одинаковое, разве что у нас, на Севере, метеоусловия хуже. Погода меняется слишком часто.

К слову, в том, что наш самолет в любом случае засекут и идентифицируют, сомнений не было никаких. Все небо Беларуси и ее ближайших окрестностей как на ладони отображено на мониторах более 100 радиолокационных станций, среди которых и самые современные разработки белорусского КБ «Радар» — надежная и маневренная станция «Восток», а также способная засечь даже низколетящие цели РЛС «Роса». Начальник радиотехнических войск ВВС и войск ПВО Игорь Насибянц отметил, что эти станции пользуются авторитетом и спросом у коллег по объединенной системе ПВО, они часто посещают радиотехнические подразделения для изучения возможностей техники.

— Что касается наших войск, этим летом поступит на вооружение очередная станция «Восток», — рассказывает полковник Насибянц. — По результатам ее испытаний на полигоне Ашулук могу сказать: с ее помощью мы наблюдали не только мишени, но и выпущенные по этим мишеням ракеты. Ждем продолжения поставок станций «Роса–РБ». Уже имеющаяся такая станция функционирует полностью в автоматическом режиме, обслуживающий персонал находится за 45 километров в Бресте. Вдоль границы планируем поставить еще две.

Радиотехнические войска — это «передовая», которая обеспечивает командный состав радиолокационной информацией для дальнейшего принятия решений. В ВВС и ПВО их называют проще: глазами и ушами. Полковник Насибянц назвал несколько цифр: дежурные боевые расчеты обнаружили в прошлом году около 650 тысяч воздушных судов, при этом нарушивших государственную границу среди них не было, встречались только нарушители порядка использования воздушного пространства. Таких зафиксировано 18 — дельтапланов, дельталетов, парапланов...

С нарушителями, экипаж которых не захочет выходить на связь, разговор выйдет коротким. Либо принуждение к посадке, либо уничтожение. Военные утверждают: если поблизости работают зенитные ракетные комплексы «Тор–М2» — шансов у противника не останется. Для захвата цели, попавшей в зону поражения, этой мощной технике необходимо от 2 до 7 секунд. Непосредственно на поражение — не более двадцати пяти. Батарея ЗРК «Тор–М2» при этом способна одновременно поразить 16 мишеней: будь то крылатая ракета, вражеский штурмовик, беспилотник или боевой вертолет, летящие с любых направлений со скоростью до 700 метров в секунду на дальности до 12 км и высоте от 10 метров до 10 километров. В любых погодных условиях и в любое время суток.
Пока слушаю характеристики боевой машины, учебное задание подходит к концу: только что пролетавшие над «Торами» истребители больше никому не угрожают, их «сбили»... Командующий ВВС и войсками ПВО Олег Двигалев тем временем делится планами: закупку «Тор–М2» продолжат. У генерал–майора спрашиваю про дальнейшие проекты российско–белорусского сотрудничества:

— Если говорить о закупке четырех дивизионов С–300 и командного пункта к ним, то в настоящее время три дивизиона и командный пункт находятся на предприятиях России, где начался их ремонт. Еще один передислоцировали на Борисовский завод. Кроме того, завершается практическая реализация закупки первого звена учебно–боевых самолетов Як–130. 28 февраля белорусские техники и летчики отравляются на обучение в Россию. В течение месяца они пробудут там, обратно вернутся в апреле уже вместе с самолетами на аэродром в Лиду. Дальше мы будем планировать вывод из боевого состава самолетов Л–39, поскольку по надежности Як–130 лучше и эти суда современнее. А для нужд радиотехнических войск планируем закупить в России трехкоординатную станцию «Противник».

Кстати

10 февраля 1995 года главами России, Беларуси, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины было подписано соглашение о формировании системы, способной защитить воздушные границы СНГ. В ее состав первоначально вошли 32 соединения и части зенитных ракетных войск, 6 частей истребительной авиации, 23 соединения и воинские части радиотехнических войск. От Беларуси в состав объединенной системы ПВО сегодня входят шесть воинских частей зенитных ракетных войск, три авиационные базы и две радиотехнические бригады.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter