Даже самый звездный актер в минуту слабости бросал кому–нибудь на стол заявление об уходе

Лестница в одиночество

Канны в конце туннеля — Хозяйка положения — «Неужели мое имя прозвучало?» — Один день из жизни Ильи Глазунова
Канны в конце туннеля — Хозяйка положения — «Неужели мое имя прозвучало?» — Один день из жизни Ильи Глазунова

Начнешь изучать фамильные портреты, как говорил Шерлок Холмс, — уверуешь в переселение душ. Насмотришься передач об актерской доле — узнаешь, что даже самый звездный актер в минуту слабости бросал кому–нибудь на стол заявление об уходе. Это такой особый детективный жанр.

Когда фильм Глеба Панфилова «Мать» по одноименному роману Горького попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля 1990 года, вместе с режиссером в Канны пригласили и двух артистов, исполнивших главные роли: Инну Чурикову и тогда совсем еще молодого, но уже широкоплечего Виктора Ракова. Инну Михайловну режиссер Марк Захаров отпустил, а вот Ракова — нет. «Канны еще будут, а у тебя репертуар», — напутствовал его мэтр. Постепенно обиды копились, и когда актеру показалось, что его выживают из репертуара, он и положил то самое заветное заявление, которое у актера часто последний аргумент, на стол. «Сделайте мне приятное: порвите его», — попросил режиссер. Играет Виктор Раков в «Ленкоме» и по сей день. Без всякого повода и юбилея о семье и творчестве актера рассказали в свеженьком выпуске программы «Острова» телеканала «Культура».

Звезда комедий Леонида Гайдая Наталья Селезнева заявлений на стол не бросала. Главный режиссер Московского академического театра сатиры Валентин Плучек актрису любил и ценил. Хотя и ревновал, как и других актеров, к телевизионной славе «Кабачка «13 стульев». В программе «Сегодня вечером» актриса как всегда кокетничала и стреляла глазками. Этой наукой она владеет в совершенстве. И когда в студии появились потрепанные и побитые жизнью ее однокурсники, Наталья Игоревна, обращаясь к залу, призывая в свидетели Марианну Вертинскую, вскрикнула: «Но мы же не такие старые!» Судьба однокурсников, кстати, сложилась по–разному. Звезда картин «Иваново детство» и «Король–олень» Валентина Малявина сегодня совсем ослепла и доживает жизнь без родных и близких в интернате для стариков. Увидев кадры с Малявиной, многие в студии заплакали. «Судьба–катастрофа», как бы, наверное, сказала о ней писательница Виктория Токарева. Саму Селезневу от больших потрясений судьба уберегла. Да и брак с режиссером и актером Владимиром Андреевым сложился удачно. Сильная женщина Наталья Селезнева и сегодня несет себя с королевской статью.

Почти как героиня любопытной исторической картины «Анастасия». Режиссер Николай Лебедев, постановщик триллера «Змеиный источник» и фэнтези «Волкодав», в своей программе «Кино на все времена» представил этот полузабытый фильм Анатоля Литвака с Ингрид Бергман в главной роли. За нее актриса получила свой второй «Оскар». Бергман играет здесь то ли авантюристку, то ли сумасшедшую, то ли действительно выжившую дочь последнего русского царя Николая II Анастасию. Но дух от этой истории захватывает. Посмотрел ее впервые и искренне пожалел, что «большой стиль» из кино уходит. Его место занимают пафос, гламур, что угодно, но только не хороший вкус.

Советский и российский художник–живописец Илья Глазунов в своих работах всегда тяготел к большому имперскому стилю. Чего стоит только одна его работа «Мистерия XX века», где в некоем диком фантасмагорическом кружеве воля художника соединила в одном месте ключевые исторические фигуры. На Глазунова в свое время много нападали. Его работы называли противоречащими советской идеологии. В критический момент, когда дело фактически шло к запрету на профессию, за него заступился поэт Сергей Михалков. Именно Михалков обратился к Андропову с просьбой о покровительстве. Андропов дал команду главному тогдашнему идеологу Михаилу Суслову прекратить травлю художника. «Неплохой он все–таки малый», — заметил Андропов. В документальном фильме «Илья Глазунов. Лестница одиночества», показанном на ОНТ, 85–летний художник предстал беззащитным. В чем–то даже растерянным. Вернулся в деревенские места, куда когда–то выезжал на этюды, и выяснил, что его первая юношеская любовь, местная красавица, утонула. Вспомнил о супруге Нине, покончившей жизнь самоубийством. И признался, что только работа дает ему сегодня силы жить. И, кстати, черной краски в работах сильного духом Глазунова со временем больше не стало.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 115 (24745). Пятница, 19 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter