Лестница в небо. У лифтов нет хозяина

Опытные люди никогда не пользуются лифтом перед дальней поездкой или важной встречей: не ровен час - застрянешь, опоздаешь.
Опытные люди никогда не пользуются лифтом перед дальней поездкой или важной встречей: не ровен час - застрянешь, опоздаешь... Ведь свыше трех тысяч лифтов в стране уже давно отработали свой нормативный срок.

В Беларуси работает около 30.000 лифтов. Многие из них введены в действие в 70 - 80-е годы. А самые старые, находящиеся в домах в центре столицы, построены аж в 40-х (!) годах. И это при том, что согласно инструкции и ГОСТу гарантийный срок эксплуатации лифта не должен превышать 25 лет!

Конечно, Проматомнадзор постоянно следит за их состоянием: проводит профилактические ремонты, меняет электродвигатели, лебедки. Однако время берет свое, и зачастую никакой ремонт уже не может спасти отработавший нормативный срок лифт. Замена же старых подъемных механизмов на новые проходит очень медленно. Как правило, в год жилищно-коммунальные службы меняют всего 100 - 150 лифтов. Как рассказал в беседе с корреспондентом "СБ" начальник управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Проматомнадзора Алексей Щеглов, бывают случаи, когда это ведомство просто вынуждено отключать лифт из-за изношенности. В результате жильцы пишут жалобы в разные инстанции, а ЖЭС хочешь не хочешь заменяет лифт на новый.

Безусловно, операция эта дорогостоящая. Один лифт, произведенный на "Могилевтрансмаше", например, обходится в 12 - 14 тысяч долларов. Плата же за его использование у нас чисто символическая - около 340 рублей в месяц. Но дело даже не в этом. По словам Алексея Щеглова, проблема заключается в том, что деньги, которые мы платим за пользование лифтом, идут в общую казну. В отличие, к примеру, от оплаты за газ или за свет. В итоге ЖЭСы используют их по собственному усмотрению.

Кстати, в кооперативных домах эта проблема решается просто - жильцы скидываются на обновление лифта самостоятельно. Сумма, конечно, получается немалая, однако безопасность в данном случае дороже.

Впрочем, обычно несчастные случаи происходят не из-за неисправности техники, а по вине пользователей, если точнее - детей. Например, многие гомельчане до сих пор с ужасом вспоминают случай, который произошел в подъезде одного из домов год назад. Тогда погиб мальчик, который развлекался, катаясь на крыше лифта. Подобное происшествие произошло в том же году в одном из минских домов.

После этих страшных случаев работники Проматомнадзора и жилищно-коммунальных служб всерьез задумались о том, чтобы оснастить лифты устройствами, предохраняющими от проникновения в шахту. А вообще, как рассказали в Проматомнадзоре, современные лифты оснащены несколькими степенями защиты от несчастных случаев. Например, вместо одного каната, которого достаточно для лифта, сейчас используются 3 - 4. Кроме того, в каждом лифте установлены так называемые "ловители", срабатывающие во время остановки. Словом, запас прочности у каждого подъемного механизма приблизительно девятикратный.

И все же даже этот запас не может спасти от нашего варварского отношения. Каждую неделю хулиганы сжигают как минимум один лифт. И это не говоря о том, что из лифтов пропадают лампочки, снимаются панели, поджигаются и выковыриваются кнопки. Впрочем, об этом уже сказано много и можно говорить бесконечно. Видимо, пока не будет введено серьезное материальное наказание за испорченное имущество, как это сделано во всем мире, вряд ли что-то может измениться. Но сейчас речь не об этом.

Главная проблема - это то, что сегодня у лифтов нет хозяев. Официально они принадлежат жилищно-коммунальным службам, однако реальных денег на их обновление и замену, как правило, нет. ЖЭСы занимаются лифтами, лишь жертвуя чем-то другим - будь то ремонт подъезда или водопровода. Организации же, ремонтирующие лифты, не заинтересованы в качестве работы: для них каждый вызов - это дополнительный заработок.

В итоге крайними остаемся мы, жильцы. С одной стороны, мы вроде бы платим за пользование лифтом. С другой - сумма эта слишком мала для того, чтобы как следует обеспечить нашу безопасность. Если ситуация не изменится, уже через 3 года лифтов, отработавших свой нормативный срок, будет вдвое больше, чем сегодня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter