Лес рубят — щепки летят мимо

За окном цветут сады, и совсем не хочется думать о грядущей зиме...

За окном цветут сады, и совсем не хочется думать о грядущей зиме. Но не зря говорится: «Готовь сани летом, а телегу — зимой». Это в полной мере справедливо в случае подготовки к отопительному сезону. Не успеем оглянуться, как встанут вопросы: достаточно ли дров заготовлено, торфобрикета, в порядке ли тепловые сети? Из–за существенного подорожания энергоносителей котельные на электричестве, газе или мазуте стали экономически невыгодными. Поэтому нужно переходить на местные виды топлива. И в экономике, и в энергетике приоритетными должны быть проекты, нацеленные на использование местного сырья. Энергоемкость валового внутреннего продукта должна быть снижена в нынешнем году на 3 процента, что сэкономит почти полтора миллиона тонн условного топлива. Об этом напомнил Президент в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.


В поселке Ленинском Жабинковского района осенью минувшего года ввели в строй новую котельную. Работает на щепе и газе. Казалось бы, молодцы коммунальники. Но жители поселка недоумевают: зачем возить за сотни километров древесные отходы, когда до торфобрикетного завода «Гатча–Осовский» полчаса ходу? Да еще свой брикет дешевле чужой щепы...


В свое время Ленинский строился как рабочий поселок торфоперерабатывающего предприятия. Может такое быть, что организация — заказчик строительства котельной не знала о существовании нужного производства буквально под боком? Уверена: знала. Тогда почему на щепе, а не на брикете? Звоню в Жабинковский райисполком.


— Не могу ответить на ваш вопрос, — почему–то смутился курирующий жилищно–коммунальное хозяйство заместитель председателя райисполкома Анатолий Шолтанюк.


Начальник местного ЖКХ Александр Бутько также был не в теме:


— Проект на строительство котельной был сделан еще до моего прихода на эту должность. Кажется, говорили, что торф заканчивается...


Но директор торфозавода «Гатча–Осовский» Николай Бортник не согласен:


— Запасы большие. Почему котельная не топит нашим торфом, не знаю. Когда ее проектировали, со мной не советовались.


Щепу в Ленинский возят из разных мест: Бреста, Лунинца, Пинска. Даже без транспортировки она дороже брикета. Нередко — и не щепа вовсе, а древесные обрезки с песком да камнями. Из–за примесей древесные отходы минувшей зимой замерзали на складе хранения. И чтобы забросить такие «дрова» в топку, единственному оператору котельной приходилось трудиться до седьмого пота.


В общем, не тот вариант, когда можно радоваться: отходы — в доходы. Получилась парадоксальная ситуация: неоправданно большие затраты для получения небольшой выгоды. Несогласованность в действиях, бесхозяйственность или что–то другое нужно искать в оправдание подобной «бережливости»?


Топливо с торфобрикетного не берет пока и Пружанская мини–ТЭЦ. Именно этот факт недавно привлек внимание Комитета госконтроля Брестской области.


— «Гатча–Осовский» с подачи «Белтопгаза» оказался в перечне объектов, финансируемых из инновационного фонда Министерства энергетики, — вводит меня в курс дела специалист КГК Игорь Яромский. — На строительство линии по выпуску фрезерного торфа для мини–ТЭЦ затрачено 2,2 миллиарда рублей. Уже в конце декабря минувшего года завод был готов поставлять торф в Пружаны. Но до сих пор не поставил ни крошки.


Едем на участок, который реконструировали за государственные деньги. Здесь кипит работа.


— При оформлении заявки в инновационный фонд деньги просили на линию по производству торфа для мини–ТЭЦ. Но их хватило, чтобы реконструировать все производство в цехе по добыче и брикетированию торфа «Кобринский» да еще купить грузовой автомобиль, — добавляет Игорь Яромский.


Схитрили, получается, хозяева, выбивая инвестирование. Несомненно, определенные выводы за такие действия последуют. Но сегодня не об этом. Предприятие готово и должно поставлять торф согласно заявке «Брестэнерго», но не поставляет.


— Договоров с Пружанами до сих пор нет, — констатирует директор Николай Бортник.


Впрочем, директор сильно не расстраивается: Пружаны — это всего 8 тысяч тонн в год, а ежегодно линия, для реконструкции которой так удачно нашлись бюджетные деньги, выдает почти 68 тысяч. Проблем со сбытом нет. С точки зрения обывателя, торфобрикетный завод может махнуть рукой на Пружаны. Но с другой стороны, почему мини–ТЭЦ, ради которой модернизировали производство, не берет торф?


— Дорого, — у директора филиала «Брестэнерго» «Пружанские электрические сети» Александра Усика ответ короткий. — Топливом для парового котла ТЭЦ служат щепа и фрезерный торф. Щепой нас обеспечивает местный лесхоз, а торф возим из Житковичей.


— Но где Житковичи, а где «Гатча–Осовский»? — удивляюсь.


— Житковичи поставляют по железной дороге. Это дешевле, чем автомобильным транспортом. И торф у них по меньшей цене.


Вот такая экономика получилась на выходе масштабного проекта. Правда, после вмешательства КГК во взаимоотношения «Гатча–Осовский» — мини–ТЭЦ ситуация начала проясняться. Стороны стали договариваться. Александр Усик подтвердил, что уже в июне расположенный менее чем в полсотни километров завод поставит им первую партию торфа.


Переведут ли котельную в Ленинском на торф, что было бы дешевле для жителей поселка, никто мне так и не ответил. Вот такой «парадокс бережливости» на наш лад. Не надо быть Кейнсом — экономистом с мировым именем, введшим этот термин в оборот, чтобы понять: попытка Жабинковского ЖКХ экономить, используя местные виды топлива, конкретнее — щепу, не увеличила сбережения, а лишь создала проблемы. Не зря люди говорят: семь раз отмерь, чтобы сделать правильно с первого раза.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter