Что мешает льнозаводам в Беларуси развиваться?

Лен или лень?

Проблемы льноводства обсуждаются на разном уровне регулярно
Проблемы льноводства обсуждаются на разном уровне регулярно. Ставятся соответствующие задачи Правительству и Минсельхозпроду. И вот очередной рейд специалистов Комитета госконтроля по льнозаводам. Основной вывод: оптимальная структура управления отраслью до сих пор не выработана. Что мешает?

len.png


Сегодня мы удерживаем 4–ю позицию в мире по производству льна после России, Китая и Франции. Парадокс, но с таким потенциалом вопреки принятой более 10 лет программе по развитию отрасли наши льнозаводы не только не в состоянии поставить качественную продукцию на экспорт, но и загрузить ею собственное производство.

Нынче факты таковы: большинство сельскохозяйственных организаций отказались от выращивания льна. Переложили эту работу на плечи заводов. Это повлекло заметное укрупнение мехотрядов. Но такой шаг себя экономически не оправдывает: выращивание и заготовка льна — работа сезонная. Все остальное время тракторы и сельхозмашины простаивают и не только себя не окупают, но и загоняют в убытки владельцев. Но и это еще полбеды.

Начальник управления контроля за работой агропромышленного комплекса КГК Валерий Скрипкин знает проблемы Воложинского льнозавода. Сразу идет на мехдвор, осматривает технику:

— Вот две сеялки, созданные специально для работы со льном. У них оптимальное междурядье, анкерные сошники. Невооруженным глазом видно, что эти агрегаты давно разукомплектованы и не используются. По каким–то причинам руководство льняной отрасли отказывается помочь заводу в восстановлении техники, вынуждает приобретать в лизинг новую, мало подходящую по техническим характеристикам.

Вывод неутешителен: необдуманно расходуются средства, выделяемые на обновление парка машин. Причем это касается не только и даже не столько Воложинского льнозавода, который, в принципе, не самый худший. В целом по стране из 133 имеющихся у предприятий посевных агрегатов не подходят по техническим характеристикам около 25 процентов, а засеваемая ими площадь льна — более половины.

Закон Либиха, по которому уровень урожайности напрямую зависит от находящегося в минимуме фактора, никто не отменял. Производство льна — процесс сложный, несоблюдение хотя бы одного фактора неизменно приводит к снижению урожайности и качества готовой продукции. Даже те предприятия, которые «победили» технически, не могут вырастить хорошее «руно».

Виновата сама земля. Точнее, те люди, которые отводят площади под посадку льна. По результатам проверок КГК, на всех без исключения льносеющих предприятиях значительная часть выделяемых под лен полей оказалась непригодной для его возделывания по агрохимическим показателям. Например, в нынешнем году под посев льна выделено лишь 82 процента пригодных для него земель (в Брестской области — 28 процентов). Многие заводы по непонятным причинам занижают или вообще игнорируют нормы внесения необходимых для хорошего урожая удобрений.

Президент поставил задачу модернизировать отрасль. Заводы оснащаются высокопроизводительными перерабатывающими линиями. Замысел верный, исполнение хромает. Новое оборудование при работе с некондиционным сырьем экономически себя оправдать не сможет. Из–за череды нарушений вместо оптимального для переработки волокна длиной 75 — 80 сантиметров льнозаводы в среднем получили стебли длиной 50 — 60 сантиметров. За полгода удельный вес производства оптимального льноволокна составил 23 процента вместо требуемых 50.

len2.png


Картинка с места. На поле Воложинского льнозавода прессуют и вывозят лен. Ровные ленты разостланных стеблей дозревают на земле. Все красиво. Вот только почему на стеблях коробочки с семенами? Ведь часть их должна сохраниться до посевной кампании. Остальное — превратиться в масло и другие продукты. Ответ тот же: не хватает нужной техники. И опять же проблема эта присуща не только отдельной организации. Только в этом году в стране семена льна остались несобранными на 25,3 тысячи гектаров площадей (54,6 процента!). Потери в денежном эквиваленте составляют более 1,5 миллиона долларов.

Вероятно, одна из основных причин — в неверной стратегии обновления парка машин. Ставка сделана на производство самоходной техники. Но уже сейчас ясно: цена ее будет неподъемной для подавляющего большинства льнозаводов. А не логичнее было бы действовать иначе? Разрабатывать прицепные агрегаты, которые работали бы с любым белорусским трактором? Надо думать, конструкторам есть над чем подумать. А льноводам стоит подсказать им решение. Такое, за которое они реально смогут заплатить и получить хороший результат.

Сергей МУРАВСКИЙ.

muravsky@ng.by

Советская Белоруссия №178 (24559). Четверг, 18 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter