Легендарный ДКА

9 малоизвестных фактов из 80–летней истории Центрального Дома офицеров
9 малоизвестных фактов из 80–летней истории Центрального Дома офицеров

Сегодня в 18.30 в театральном зале Центрального Дома офицеров состоится торжественное заседание и большой праздничный концерт, посвященные 80–летию флагмана армейской культуры. Накануне юбилея начальник Дома офицеров полковник Алексей ДОРОХИН сказал корреспонденту «СБ»:

— Наверное, была своя героическая романтика у той эпохи, когда под крышей Дома Красной Армии бойцы в обмотках разучивали агитки Демьяна Бедного и читали по складам «Красную новь». А сегодня в составе ЦДО — центр армейской идеологической работы, культурно–методический центр, библиотека с фондом более 120 тысяч книг, академический ансамбль песни и танца, драматический театр, студия военных художников, курсовая сеть по изучению иностранных языков. Налажено у нас сотрудничество с Институтом социально–политических исследований при Администрации Президента и информационно–аналитическим центром Совета Безопасности, военно–научным центром Военной академии.

В двенадцатый раз в этом году будет проводиться фестиваль солдатской песни. Отбор его участников начинается в отдаленных гарнизонах, песенная эстафета передается от одного воинского клуба к другому, а затем на сцене ЦДО лучшие армейские артисты состязаются за звание лауреатов.

Без ложной скромности укажем, что курсы иностранных языков при Доме офицеров стали одними из наиболее авторитетных в столице. Из 58 наших преподавателей 37 имеют высшую категорию. В 108 группах английского языка занимаются более 2.000 человек, в 16 группах немецкого — около 500 слушателей.

В общем, о культуре людей в погонах можно уверенно говорить как о явлении состоявшемся.

H 1 января 1924 года газета «Звезда» (нынешняя «Звязда») в колонке «Наши новогодние пожелания» опубликовала следующие строки:

«Гарнизон гор. Минска при настоящем политическом горизонте, когда можно ожидать непредвиденные осложнения и сюрпризы (в частности, со стороны весьма «дружелюбной» соседки Польши), — приобретает особое значение... Посещать театр, концерт, кино красноармейцу, который получает 65 коп. в месяц, или младшему командиру, получающему 14 руб., — не по карману... Поэтому мы и говорим, что в Минске необходимо оборудовать Дом Красной Армии!»

Как–то удивительно скоро — уже 17 января 1924 года — состоялось заседание Совнаркома БССР под председательством А.Г.Червякова, на котором рассмотрели вопрос «О необходимости организации в Минске Белорусского Дома Красной Армии» и решили выделить необходимые средства. Первоначально ДКА разместили в здании бывшей гостиницы «Париж» (находилось на углу современных проспекта Скорины и улицы Энгельса — неподалеку отсюда Малая сцена Купаловского театра).

H Единственно обидно за то, что из полного названия славного нашего дома неизвестно когда пропало окончание: «...и Флота». А ведь в приказе по войскам Западного военного округа N 172 от 18 апреля 1925 года четко формулировалось название учреждения военной культуры:

«Дом Красной Армии и ФЛОТА (выделено нами. — Ред.) в Минске полагать сформированным к 22 марта с.г.».

Именно эта дата — 22 марта 1925 года — стала днем рождения Минского Дома Красной Армии и с тех пор ежегодно торжественно отмечается коллективом Центрального Дома офицеров.

H Петербургская поэтесса Зинаида Гиппиус, скажем откровенно, Красную Армию, как, впрочем, и все советское, не любила. Зато на пути в эмиграцию, который зимой 1920 года проходил у нее через Минск, успела полюбить нашу уютную гостиницу «Париж», о чем и написала в мемуарах. Это один факт. Теперь другой.

Когда «Париж» стал Домом Красной Армии, то в «люксе», в котором останавливалась Гиппиус, был устроен кабинет гиппологии (греческое hippos — лошадь), где красные конники получали исключительно научные сведения о лошадях.

«Лошадиным» был один из 16 методических кабинетов ДКА, но особенно производил впечатление кабинет (а фактически зал) авиации. Красные авиаторы сумели затащить туда по частям и собрать настоящий аэроплан «Фарман», и когда прибывали экскурсии, то летчик в кожаном комбинезоне живописал динамику воздушных боев.

H Восхитимся темпами первых пятилеток и сопоставим две даты. 22 мая 1933 года Совнарком БССР принял постановление N 773 «О создании гражданской комиссии для оказания помощи строительству Центрального Дома Красной Армии в г. Минске» (старый ДКА стал тесен). А уже 24 февраля 1934 года состоялась торжественная закладка нового дома. После трехкратного ружейного салюта (!) заместитель председателя СНК А.Я.Балтин уложил первый кирпич в фундамент того здания, которое сегодня возвышается в центре столицы.

Величественный корпус поднялся спустя полтора года, и 11 сентября 1936 года театральный зал еще строящегося ДКА принял первых гостей — участников маневров войск Белорусского военного округа и коллективы художественной самодеятельности воинских частей.

H 22 июня 1941 года в 12 часов в театральном зале ДКА начался дневной спектакль «Школа злословия» гастролировавшего в Минске МХАТа. Участвовали выдающиеся актеры Андровская, Яншин, Кторов, Массальский. После антракта на авансцену вышел военный и, сообщив о начале войны, предложил военнообязанным направиться в свои военкоматы. Прочие остались в зале, спектакль продолжился и закончился как положено.

H Спасение прославленного МХАТа от угрозы остаться в оккупированном Минске стало делом чести для руководства ДКА. Вопрос эвакуации москвичей решил как самую первую боевую задачу начальник дома батальонный комиссар Н.А.Григорьев. 25 июня 1941 года на шести грузовиках коллектив МХАТа отправили в Смоленск.

H Несмотря на трагедию отступления 1941–го, последующие фронтовые перемещения, минский Дом Красной Армии в годы войны ни на один день не прекращал существования как самостоятельное подразделение. Все огненные годы он был «на колесах» — приближал победу действиями экипажей своих агитмашин.

H С 1944 года и до конца 1950–х, пока в республике не встала на ноги система спортивных клубов, в штат дома входили футбольная, хоккейная и баскетбольная команды. Это был наиболее реальный способ поддержки спортсменов–мастеров.

H Сегодня в Центральном Доме офицеров работает около 250 человек, 8 из них — офицеры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter