Ледниковый период.

Всю неделю в Глубокском районе режут лед — в жару эти зимние запасы спасут тонны молока.

Всю неделю в Глубокском районе режут лед — в жару эти зимние запасы спасут тонны молока.

Чтобы своими глазами увидеть, как его добывают и хранят, корреспонденты “НГ” провели два дня на озере Язючково вместе с ледорубами. Теперь мы знаем, чем достать из полыньи стокилограммовую льдину, какая пила лучше и почему молоко быстрее киснет в мае.

Дедовский метод

До эпохи холодильников заготовка льда была делом обыденным: им наполняли специальные погреба или ямы-ледники, чтобы летом хранить скоропортящиеся продукты. В конце XIX века появились первые домашние “ледяные ящики”, позже в них вместо натурального стали закладывать искусственный лед. В 1930-е годы наступила эра фреона, и сегодня про труд ледорубов мало кто помнит.
Люди постарше, особенно те, кто вырос в сельской местности, рассказывают, что еще в 60-е годы в деревнях лед заготавливали повсеместно, но сейчас это почти диковинка.
— К дедовскому методу охлаждения молока мы вернулись год назад, — говорит Владимир Хмелевский, госинспектор по закупкам и качеству сельхозпродукции управления сельского хозяйства и продовольствия Глубокского райисполкома. — Дело в том, что в районе всего пять доильных залов, и в мае, когда коровы переходят на пастбище, во многих хозяйствах складывается тяжелое положение с качеством молока. Из-за смены рациона животных молоко практически сразу имеет базовую кислотность. Дойка в поле идет больше двух часов, и продукт портится еще по дороге на ферму. В прошлом году я прочитал, что кое-где в Гомельской области по старинке заготавливают лед, обсудил это с начальником управления, председателем райисполкома, они поддержали идею. По нашей рекомендации в хозяйствах заготовили почти 400 тонн льда, и не зря — возврат молока в районе уменьшился в пять раз!

Страсти на льду

На озере Язючково в деревне Верхнее лед начали резать в прошлый вторник. К нашему приезду возле большой полыньи красовались десятки ледяных глыб, почти правильных огромных кубов размером примерно метр на метр.
— В уборке ледяного “урожая” главное — не упустить момент и соблюдать технику безопасности, — делится опытом заместитель директора ОАО “Верхнее” Иван Корж. — Слишком низкие температуры хороши для роста льда, но не подходят для заготовки, ведь пила захватывает воду и шина на морозе не крутится. А если солнце сильно начнет припекать, лед становится хуже, да и работать опасно. Самое трудное — достать первую глыбу, потом все идет по накатанной.
Озеро в этом году промерзло почти на полметра, и, по словам строителя Константина Гляда, который вторую весну работает ледорубом, такую толщу удобнее всего резать старой доброй бензопилой “Дружба”.
Он привычно заводит пилу и бесстрашно отрезает полосу у самой кромки полыньи, затем делит ее на квадраты и ломом откалывает куски от края. Получается куб весом килограммов под сто, а то и больше, достать его непросто, мужчины делают это втроем.
Раньше льдины вытаскивали баграми, в старые времена в качестве тягловой силы использовали лошадей, но в Верхнем придумали собственный метод. Сварили конструкцию, похожую на салазки, с очень высоким захватом и с ее помощью ловко достают из воды тяжелые ледяные глыбы.
За день успевают вырезать 2,5—3 тонны льда, потом ледяные “кубики” пилят на прямоугольные бруски, грузят на трактор и везут к ферме, где они и будут лежать несколько месяцев.

Термос для холода

Достать замороженную воду из озера — только полдела, ее нужно сохранить как минимум до лета. Оказывается, для этого даже не нужно специальное помещение.
— На землю стелем пленку, на нее — лед, сверху закрываем хорошим утеплителем, — говорит Иван Корж. — Мы используем опилки, костру, солому, торф. Если все сделать герметично, лед пролежит до осени.
Но на такой долгий срок естественный охладитель животноводам и не понадобится: им бы май продержаться, уже в июне показатели качества молока намного более устойчивы и без применения дедовских рецептов.
— Технология охлаждения простая: в одних хозяйствах бруски льда кладут в полиэтиленовые пакеты и опускают их в емкости с молоком, в других — обкладывают льдом бидоны, — уточняет Владимир Хмелевский. — По нашим подсчетам, в прошлом году только на электроэнергии мы сэкономили в пределах ста миллионов рублей, хотя охладили 98 процентов молока и получили возврата всего 28 тонн против 104 тонн в предыдущем году, поэтому заготовку льда решили повторить.
Казалось бы, в наши дни сохранить качество молока можно и безо льда, только холодильная установка стоит десятки миллионов, и не каждому хозяйству она по карману. Да и зачем платить за то, что можно взять практически даром? Как сказал председатель Глубокского райисполкома Олег Морхат, идти в ногу со временем, конечно, важно, но если можно малыми затратами улучшить качество продукции и повысить ее стоимость, грех этим не воспользоваться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter