Наше здоровье во многом зависит от душевного состояния. Многим справиться со стрессом помогают домашние животные. Корреспондент «Р» выяснила подробности

Лапа помощи

Наше здоровье во многом зависит от душевного состояния. Главное, говорят, не нервничать. Тогда будешь здоров и полон сил. Многим справиться со стрессом помогают домашние животные. На это обращают внимание и врачи. Корреспондент «Р» выяснила подробности. 


Собаки, кошки, лошади, дельфины — животные, которые могут помочь при реабилитации после тяжелых психологических травм, лечении различных заболеваний: от неврозов до аутизма. Полностью излечить от этих хворей, понятное дело, они не могут, но избавить от некоторых симптомов — вполне. Можно ли привлечь к лечению соседского пса Шарика? Да. Правда, есть более компетентные животные, обученные специальным реабилитационным приемам: они носят гордое звание «животное-терапевт». Врачуют они в специализированных учреждениях под присмотром психологов. В одно из таких отправляюсь и я. 

В детский центр на проспекте Дзержинского в Минске заходят кинолог Алеся Полуян и канистерапевт Александра Шуляковская. Рядом с ними двухлетний золотистый ретривер Ямайка. Сегодня ее друзья-пациенты — Ваня (три с половиной года), Маша (3 года 9 месяцев) и Лиля (1 год 8 месяцев). На ярком зеленом ковре они начинают свое занятие. Дети с собакой играют, прыгают, бегают и кружатся. Ямайку можно покормить, погладить, расчесать, посмотреть ее зубы, уши, узнать, зачем они нужны. И, что часто делают искренние дети, обнять и поцеловать. А зимой, кстати, Ямайка катает детей на санках.

— Собаки этой породы очень добрые, деликатные и лучше всех контактируют с детьми. У нее «мягкая» пасть — может принести яйцо и не раздавить его, — рассказывает Александра, пока маленький Ваня кричит команды Ямайке. — Ребята понимают, что рыжая собачка — добрая и светлая, поэтому легко начинают с ней дружить. Терапевтических эффектов от занятий с ней много: можно корректировать речь ребенка — от восторга встречи с собакой дети говорят, лечить церебральный паралич — развивается моторика рук, а дети, которые стесняются говорить при посторонних и читать, с удовольствием делают это с Ямайкой. 


Прежде чем Ямайка стала «терапевтом», ее обучили специальным упражнениям, исполняя которые дети развиваются и социализируются. Вот, например, мама Елена Билетникова и ее маленькая дочка Мария уже несколько месяцев ходят на занятия по канистерапии — так называется метод лечения и реабилитации с помощью собак. Мама рассказывает: 

— В первые дни в детском саду Маша не смогла принять ту атмосферу: она нервничала, часто моргала. В итоге — закрылась в себе. Я не знала, как ее можно адаптировать к детскому коллективу. Услышав о канистерапии, привела Машу на такое занятие. Дочка за два месяца полюбила Ямайку как своего друга и в детский сад пошла спокойно. В целом она стала активнее и общительнее.

Еще один вид терапии с помощью животных, который набирает популярность, — дельфинотерапия, реабилитационное плавание с дельфинами. Отправляюсь на ул. Ташкентскую, где в большом бассейне с морской водой плавают дети в окружении этих млекопитающих. Рядом с ребятами инструкторы и психологи, правда, в гидрокостюмах, а не в медицинских халатах. Вот к занятию готовит трехлетнего Мишу его мама Маргарита Лебедева: 

— У моего сына аутизм. Я прочитала, что дельфины эмоционально успокаивают ребенка и развивают. И правда, Мише очень понравилось плавать с ними, он стал вести себя спокойнее. У этих животных какая-то связь с детьми: они их чувствуют, играют с ними, учат элементарным навыкам. Конечно, мы лечим ребенка традиционными способами, но когда я сказала нашему психологу, что мы идем на дельфинотерапию, то она нас полностью поддержала. 

Занятие с дельфинами длится 25 минут: 10 на суше — подготовка к плаванию и 15 минут — в воде. Работают «терапевтами» 4 дельфина — Геркулес, Вита, Хьюго, Йоко и белый кит Каспер. Все они дружелюбные и даже улыбчивые. Так какие задачи позволяют решить эти существа?

— Все зависит от особенностей ребенка. Если, например, у него задержка речи, то наши специалисты делают акцент на речевую активность: мы просим малыша проговаривать имена дельфинов, считать их, хвалить и желать им что-то хорошее, — рассказывает Александра Шуляковская. — Сюда приходят и беременные женщины. Наши психологи вместе с дельфинами помогают им расслабиться, избавиться от страхов, учат их правильно дышать. 

Дельфины, говорят специалисты, как дети: любят играть и общаться. Все это им весело делать и с людьми: они доверяют нам, а мы — им. 

— Есть теория, что дельфины помогают взрослым и детям с особенностями своим волшебным ультразвуком. Детки опускают уши в воду и «слушают» дельфиний ультразвук на уровне клеток, — продолжает Александра. — Но то, что он помогает, только теория. Окончательно она не доказана. Увы, но не всем можно заниматься такой терапией. Людям, к примеру, с эпилепсией идти на «прием» к дельфинам нельзя.

Обращаются к дельфинотерапии родители, дети которых больны ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, те, кто имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и другие. Результаты терапии, говорят специалисты, разные. Был у них на занятиях ребенок с аутизмом, который ничего не говорил. После прохождения одного курса дельфинотерапии мальчик пришел на второе занятие к дельфинам и сказал: «Привет». Или вот еще: ребенок с ДЦП не умел ходить, а уже после трех курсов начал двигаться. Так необходима ли такая терапия детям или это просто приятное дополнение?

— Необходима. Она не вылечит все болезни, но даст толчок к развитию ребенка. На волне эмоций, которые связаны с дельфинами, малыша нужно «подхватить» и начать заниматься с логопедом, психологом. Вот тогда будет результат, — считает Александра. — Бывает, приезжают на повторные курсы родители, чей ребенок после первого курса начал говорить. Но они решили, что так будет и дальше, и перестали заниматься с ним. А он снова замолчал. И они вновь надеются на помощь  наших питомцев.  

Кстати, ради дельфинотерапии приезжают в нашу страну и гости из-за рубежа. Вот, например, семья из латышского Даугавпилса заглянула на неделю в Минск, чтобы их сын, у которого аутизм, смог познакомиться с этими замечательными млекопитающими. 

— У нас такая терапия стоит дорого. Нам дешевле приехать к вам, — говорит глава семейства Тимур. — Сейчас мы проходим лишь второе занятие, но сын уже намного лучше себя чувствует в воде рядом с дельфинами. Пока ему нравится. Посмотрим, как пойдут дела дальше.

В тему

Юлия ТРИШИНА, заместитель главного врача по медицинской части УЗ «Минский городской центр реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями»:

— Дети с ограниченными возможностями вынуждены большую часть своей жизни проводить в четырех стенах. Поэтому, безусловно, пет-терапия (лечение с помощью животных) для них и их родителей является дополнительным способом получения положительных эмоций. Она дает возможность расширить свой круг общения, приобрести новых друзей, советчиков и соратников в борьбе с болезнью. Помимо психоэмоционального компонента, например, дельфинотерапия включает в себя и возможность физической реабилитации за счет благоприятного воздействия теплой морской воды и механического воздействия сокращающихся мышц тела дельфина во время движения на мышцы человека. Сочетание этих двух компонентов предполагает, что дельфинотерапия может стать незаменимым методом оздоровления и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Однако существуют как положительные, так и отрицательные отзывы родителей и специалистов о результатах занятий той же дельфинотерапией.  Возможно, отрицательные результаты связаны с качеством работы и порядочностью конкретного инструктора, а не с сущностью самого метода. Поэтому для признания той же дельфинотерапии легальной медицинской практикой необходимы серьезные научные исследования. Требуется большая контрольная группа детей с тяжелыми заболеваниями, которая должна наблюдаться в течение нескольких лет. И только тогда медицинская наука сможет говорить об относительно чистом результате и о возможности для дельфинотерапии стать отраслью медицины. Не вызывает сомнений и то, что работать с ребенком-инвалидом должен человек с соответствующим образованием и практической подготовкой. 

alinakasel@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter