В 2015 году в Минске подведут итоги городской программы по созданию комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов

Квартира просится в лифт

В 2011 году в Минске начали реализовывать программу по созданию комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов
Одни мечтают купить квартиру. А другие — переместить ее на нижний этаж. В 2011 году в Минске начали реализовывать городскую программу по созданию комфортной среды жизнедеятельности для людей с инвалидностью. Именно тогда у инвалидов-колясочников появилась возможность обменять свое неприспособленное жилье на более комфортное и удобное. В этом году подведут итоги данной программы. Мы решили узнать, какое количество людей уже воспользовались шансом и как им живется на новых квадратных метрах.

Наталья АВЕРЧЕНКО одна  из первых  в Минске обменяла свою квартиру на адаптирован" ное под ее проблему со здоровьем жилье.
Наталья АВЕРЧЕНКО одна  из первых  в Минске обменяла свою квартиру на адаптирован" ное под ее проблему со здоровьем жилье.

Наталья Аверченко привыкла жить по правилу, когда все наперекор и вопреки. Родители от нее отказались при рождении. С самых юных лет Наташа стала отвечать сама за себя. Хотя все детство девочка грезила, чтобы мама заплетала ей косички, нежно обнимала и читала на ночь книжки. Но не судьба: мечты оставались мечтами. Наталья теребит подол рубашки: «Мне быстро пришлось повзрослеть».

Когда женщина получила собственное, пускай и социальное, жилье, обрадовалась. Но эмоции улетучились, когда поняла, что самостоятельно из квартиры она не выйдет. «В моем доме не было пандуса. И каждый раз перед спуском по лестнице у меня замирало сердце: упаду — не упаду. Иногда просила помощи у прохожих, соседей. Понятное дело, при желании на инвалидной коляске и танцевать можно научиться. Но колотиться по ступенькам, чтобы выйти в магазин, — это больше напоминало испытание».

Она одна из первых в Минске воспользовалась возможностью обменять свое жилье на более приспособленное. Наталья Ивановна не может нарадоваться, что вышла из заточения. Женщина энергично усаживается в коляску и предлагает следовать за ней: «Мне знакомо ощущение, когда мир сужается до границ собственной квартиры. У меня друзья — инвалиды-колясочники не выходят на улицу месяцами. Чтобы подышать свежим воздухом, открывают форточки. А я теперь могу без проблем выйти во двор. Эта квартира, кстати, по площади даже больше прежней. И в доме, как видите, два лифта».

В Минске помогли обменять квартиры уже 14 инвалидам-колясочникам, уточняет заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ирина Дудка: «Причем стараемся, чтобы новое жилье отвечало всем требованиям безбарьерной среды. Если какие-то моменты не соответствуют — исправляем. В пример приведу ситуации, когда подбирали жилье на первом этаже, но оборудовать входную группу подъемником не было возможности по техническим причинам. В таких случаях искали варианты решения проблемы».

Так, в Первомайском районе воину-интернационалисту Василию Литвенко сделали специальный вход из окна. До этого момента он страдал, что не мог жить полноценно. «Подобным способом мы оборудовали 5 квартир. Один такой проект обходится в среднем в 200 млн, но мы понимаем, что это меняет качество жизни инвалида», — рассуждает Ирина Николаевна.

Конечно, есть и проблемы. Проще всего обменять квартиры тем, кто живет в социальном, служебном жилье, а также по договору найма. Они заменяют квартиру на условиях ранее заключенных договоров с администрациями районов. А вот с приватизированным жильем и находящимся в собственности есть сложности. Как правило, людям предлагают квартиры лучше тех, в которых они проживают: в новостройках, отвечающих требованиям безбарьерной среды, или же жилище, уже адаптированное под нужды человека с особенностями. Поэтому разницу в стоимости квартир приходится доплачивать.

Алексей Швеков оказался в такой ситуации. В тридцать с лишним он получил серьезную травму. Когда у тебя нет ни семьи, ни родителей, такой удар судьбы может выбить почву из-под ног у любого. Но Алексей уверяет: это не про него. Сейчас он может передвигаться только на инвалидной коляске. Врачи не спешат его утешать, а Алексей тем временем не теряет надежду, что еще сможет ходить. Его бывшая квартира находилась на седьмом этаже, на улицу выходил от силы два-три раза в год. Сейчас надеется, что жизнь наладится: несколько дней назад он переселился в другую квартиру и уже успел начать ремонт. Планирует сделать квадратные метры максимально удобными для себя. Алексей рад новоселью: «Новая квартира больше по метражу. Скажу без пафоса: я очень благодарен людям, которые не прошли мимо моей проблемы, — и в территориальном центре, и в комитете по труду, занятости и соцзащите меня поддерживали, помогли. Конечно, есть одно «но». Поскольку я являлся собственником бывшей квартиры, мне пришлось доплатить более 90 миллионов. Я хоть и работаю, но позволить себе такой роскоши не мог. Выручили друзья, низкий им поклон за это. Но у меня мысль: почему бы в такой ситуации не предоставлять людям льготные кредиты?»

Ирина Дудка говорит, что эту проблему пытались решить. Выходили с инициативой открыть инвалидам-колясочникам кредитную линию на обмен жилья. Но ее не поддержали, аргументировав тем, что не совсем правильно выделять определенную категорию людей с инвалидностью.

К слову, раньше жилые дома строились без специальных устройств для инвалидов. Но потом архитекторы пришли к выводу, что современные новостройки должны учитывать все нюансы безбарьерной среды еще на этапе проектирования. Виталий Ярошевский, начальник технического отдела «Стройтехнорм», рассказывает, что все требования к современным жилым домам по этому вопросу разработаны. Но следуют ли им проектировщики, строители? Отнюдь. Евгений Шевко, председатель Центрального совета Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, сожалеет: «Далеко не все домостроительные комбинаты перешли на новые нормы проектирования. По нашей информации, для некоторых застройщиков существует разрешение не использовать новые правила до 2017 года».

Чтобы понять человека с такой проблемой, попробуйте хотя бы неделю не выходить на улицу. Для пущего погружения в ситуацию ни с кем не общайтесь. Страшно от одной мысли? Согласна. После такого мысленного эксперимента особенно грустно слышать Алексея Швекова: «Как-то ко мне пришли друзья: «На улице снег». Мне захотелось на волю, я быстро подъехал к окну, открыл его и набрал пригоршню снега с подоконника…» Теперь у него будет возможность каждую зиму прогуливаться по заснеженным улочкам. Кстати, в списках на обмен значатся еще 15 инвалидов-колясочников. А это значит, что еще пятнадцать человек станут немного счастливее.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter