Квадратный метр в ценовом измерении

Как проверить состоятельность застройщика и не допустить роста цен на социальное жилье?


Как проверить состоятельность застройщика и не допустить роста цен на социальное жилье? Жаркая дискуссия на эти ключевые темы развернулась на очередном заседании рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли под председательством Главы Администрации Президента Андрея Кобякова.

Попытка максимально упростить вход на рынок жилищного строительства, выделяя участки под застройку по заявительному принципу, мягко говоря, не удалась. Тут нет сомнений ни у кого. Артефакты весьма убедительны — строительные пирамиды и долгострои. Это нынче, чертыхаясь, расхлебывают исполкомы и государственные тресты, спасая деньги и мечты дольщиков. Аукцион, на который отныне будут выставляться потенциальные стройплощадки, — первый тест на состоятельность. Надо иметь пакет документов и средства, чтобы участвовать и тем более победить. Но этого мало.

Комитет госконтроля, изучив опыт России, внес предложение: обязать застройщика иметь страховку, гарантию банка либо часть будущего объекта построить за свой счет и только потом привлекать деньги граждан. Меньше всего дискуссий вызвал третий вариант. Представители крупнейших строительных организаций попросили лишь уменьшить долю внесения собственных средств — не более 10 — 15 процентов. Это и будет самая важная часть начала стройки: фундамент и два–три этажа. 

Первый заместитель министра архитектуры и строительства Ирина Архипова высказала опасения, что государственные тресты, не обладающие достаточными оборотными средствами, могут остаться не у дел. Хотя сегодня спрос на коммерческое жилье активно восстанавливается и есть возможность заработать прибыль.

Однако создавать особые условия для государственных застройщиков — путь нерыночный, да и практика показала, что УКСы администраций районов плодят долгострои не меньше коммерсантов. Тем более у них всегда есть возможность взять бюджетную ссуду у учредителя. А за нецелевое расходование бюджетных денег Минфин потом три шкуры спустит. Это гарантия. На том члены комиссии и сошлись.

Теперь о стоимости жилья. Она у нас по–прежнему останется разной. Коммерсанты, которые за право строить будут вынуждены биться на аукционах и, как правило, за свой счет финансировать подведение коммуникаций, дарить квадратные метры не станут. Тут свободный рынок, не хочешь — не бери. Рабочая группа обсуждала цену социального жилья на будущий год. Комментарий Андрея Кобякова красноречив:

— По прочтении материалов у меня возникли вопросы. Цены растут как на дрожжах. Причем вне зависимости от того, что делается вокруг. И из представленных документов не видно механизма, который замедляет этот рост.

И в самом деле, странно. Гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющим право на льготные кредиты государства, в будущем году предлагают жилье по 900 долларов за квадратный метр. Неужто мало примеров, когда дорогущие стройки в райцентрах замерзают на уровне котлована? Если в Минске на такую новостройку еще и очередь выстроится, то в каких–нибудь Докшицах желающих не найдется вообще. Строители, нагулявшие непомерные аппетиты, по сути дела, рубят сук, на котором сидят. В итоге ведь может не найтись спроса на их услуги. Между прочим, резервы для экономии денег очередников и бюджета есть. Один из них был найден тут же, во время дискуссии. Выяснилось: по 8 миллионов рублей за квадратный метр стоит дом модернизированной серии КПД, где кухни — по 12 — 13 метров, гостиные — по 25 и трехкомнатные квартиры — по 93 «квадрата». Кроме того, гардеробные, холлы, несколько санузлов. Но разве это социальное жилье? Серии с габаритами квартир поменьше и без изысков стоят куда дешевле — 5 — 6 миллионов рублей в пересчете на один метр. В общем, обсуждение будет продолжено. Андрей Кобяков потребовал разложить стоимость метра на составляющие и посмотреть, какие факторы двигают ее вверх. Это домашнее задание облисполкомам на ближайшее время. А его, к слову, осталось мало. В сентябре рабочая группа должна подготовить докладную записку Президенту с полным анализом ситуации и предложениями по совершенствованию законодательства.

Советская Белоруссия №156 (24293). Четверг, 22 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter