Стоит ли в Беларуси урезать зарплаты чиновникам?

Курс на понижение

У российских чиновников новая мода: объявлять об урезании своих зарплат. Стоит ли внедрять этот опыт в Беларуси?
На минувшей неделе наши соседи–россияне опять много говорили и дискутировали о зарплатах высокопоставленных чиновников. Но на этот раз речь идет не о том, как номенклатурщики «жируют» за счет простого народа. Наоборот! Все началось с того, что 6 марта Президент России сократил и свое денежное содержание, и зарплаты Премьер–министра, генпрокурора, главы СКР, служащих администрации Президента, депутатов Госдумы на 10 процентов. А дальше начался своеобразный парад сокращенных зарплат. На урезание своего жалованья аж на 50 процентов пошел глава Республики Крым Сергей Аксенов. Поддержал инициативу Владимира Путина и руководитель Чечни Рамзан Кадыров: «Глава ЧР, председатель правительства, депутаты, министры, их заместители и все приравненные к ним по занимаемым должностям сотрудники различных ведомств отныне станут получать ежемесячно на 10 процентов ниже».



Что же означает необычная акция российских политиков? Искреннее желание сократить расходы на содержание госаппарата в нелегкие кризисные времена или расчет на подъем авторитета власти? Насколько оправдан курс на понижение зарплат управленцев? И стоит ли внедрять опыт россиян в Беларуси? Такой круг вопросов очертили для себя сегодня ведущие «Спор–площадки». Приглашаем присоединиться к обсуждению и читателей.

Начать с себя



Меня, Андрей, абсолютно не волнует тот факт, что Президент союзной страны теперь обеднеет на 10 процентов. Сумма, скорее всего, символическая. Зато я искренне рад, что примеру В.Путина бурно последовали региональные чиновники. Причем даже те, кто еще недавно жаловался на низкие доходы. Скажем, губернатор Калуги Анатолий Артамонов в конце февраля наотрез отказывался даже обсуждать сокращение своего заработка. Цитирую: «Моя зарплата на уровне начальника цеха предприятия, около двух миллионов рублей в год со всеми надбавками. Не такая она высокая, чтобы говорить о том, что ее можно сократить». А вот поди ж ты, уже 10 марта Артамонов сообщил о снижении зарплат самому себе и своим заместителям. И объяснился: «Администрация Президента снизила на 10 процентов, давайте эту цифру и возьмем. Это все–таки сигнал будет подан обществу». Мне кажется, в последнем предложении кратко и емко изложен весь смысл акции по добровольному обеднению руководителей.

Конечно, на десятую часть от зарплат начальников вряд ли по всей России вырастут новые школы и больницы и сетью прекрасных автобанов страна не покроется. Но и смысл столь показной экономии далеко не в том, чтобы немедленно изыскать средства на латание бюджета. Главное — подать сигнал обществу. Показать, что в трудные времена руководители не собираются ограничиваться громкими призывами к бережливости. Подчеркнуть, что они готовы начать с себя. И этот пример должен быть взят на вооружение всеми, кто искренне хочет помочь стране пережить кризис. И себе в том числе.

Подобные сигналы подавались народу не один раз. Причем отнюдь не только в западных государствах, где демонстративное пересаживание премьер–министра на велосипед долго обсуждается и превозносится как пример жесточайшей экономии. Ему, может быть, доктор рекомендовал. От хруста в коленях. А вот в СССР к делу подходили серьезнее. Мало кто знает, что одновременно с денежной реформой 1947 года было отменено и бесплатное содержание семей членов Политбюро. Это тоже был явный сигнал народу: руководство Союза не собирается жить за чужой счет в тяжелое послевоенное время. А разве Иосиф Сталин при всей своей власти не мог позволить себе царский быт? Однако своим скромным образом жизни он тоже сигнализировал, что время наслаждаться роскошью еще не пришло. Позволю себе привести свидетельство французского писателя Анри Барбюса, который так описывал жилище вождя:

«Поднимаемся по лестнице. На окнах — белые полотняные занавески. Это три окна квартиры Сталина. В крохотной передней бросается в глаза длинная солдатская шинель, над ней висит фуражка. Три комнаты и столовая обставлены просто, как в приличной, но скромной гостинице. В столовую подается обычный домашний обед, приготовленный кухаркой. Старший сын Яша спит в столовой — ему стелют на диване; младший — в крохотной комнатке вроде ниши. В капиталистической стране ни такой квартирой, ни таким меню не удовлетворился бы и средний служащий».

Но стоит ли Беларуси перенимать российский марафон по сокращению зарплат именно чиновников, депутатов, разного рода руководителей? Я так не думаю, и вот почему. У нас начальники отнюдь не похожи, допустим, на недавно арестованного губернатора Сахалина Хорошавина, который выставлял напоказ свой элитный автопарк из четырех джипов. Он бы, наверное, вообще мог отказаться от зарплаты, что там десять процентов... А у наших, насколько знаю, не те доходы, которыми можно было бы кичиться или безболезненно их сокращать. Торговец цветами или владелец маршрутки побольше зарабатывают.

А вот подать пример бережливости, на мой взгляд, могли бы люди более публичные. Скажем, некоторые телеведущие, артисты, певицы и прочие «светские львицы». У нас нередко слышны призывы потерпеть, сжать зубы, затянуть пояса... При этом никто еще не призывал гламурную публику хотя бы не выставлять напоказ свои «Лексусы» и «Порше», не забивать социальные сети фотосвидетельствами своего обеспеченного безделья на тропических островах. Вот если бы они начали с себя, тогда бы и поклонники, глядящие им в рот, задумались о сокращении своих расходов. А пока выходит, что экономия не в моде, ведь «лидеры мнений» формируют совсем другой взгляд на жизнь: трать, гуляй, развлекайся...

Поэтому пока отказ от бездумных трат пропагандируют... дети. И то не наши. Если помнишь, в сербском городе Пирот выпускники гимназии решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся. Акцию они назвали красноречиво: «Твои пять минут блеска — чья–то целая жизнь». В итоге школьники, их родители и учителя собрали 310.000 динаров и передали их семьям с тяжелобольными детьми. По–моему, отличный урок доброты и разумности в тратах. Ребята входят во взрослую жизнь, действительно начав экономить с себя — пожертвовав собственным праздником. А у нас вот, соседка жаловалась, недавно собирали по 800 тысяч с родителей детей, окончивших всего лишь музыкальную школу. Торты, цветы, украшение зала, ленты выпускников... Пять минут блеска пока важнее, чем чья–то целая жизнь.

rud@sb.by

Не надо чаевых



Тебя послушаешь — так российские чиновники чуть ли не подвиг совершили. Между тем сокращение зарплат на 10 процентов по семейным бюджетам хотя бы кого–то из управленцев вряд ли сильно ударит. Можно, конечно, позволить себе красивый жест и громко декларировать: дескать, в регионе борьба с кризисом идет полным ходом, инициативу Президента всемерно поддерживаем. Вот только вряд ли все подряд «обедневшие» чиновники откажутся от дорогих подарков, поездок на зарубежные курорты, обучения своих деток в Лондоне. 10 процентов жалованья для многих из них потерять — что чаевые официанту отмусолить.

Легко говорить о своей «жертве» в пользу простого народа, солидарности с людьми, оказавшимися без работы, когда уже «заработано непосильным трудом» и на часы стоимостью тысяч эдак 300 долларов, и на отборных скакунов, и на номера в пятизвездочных отелях. Комфортно заявлять о жесткой экономии, получая в подарок на юбилей «Феррари»... Хорошо отвечать на вопрос, откуда, дескать, деньги у госслужащего, пусть и высокопоставленного, с мудрой улыбкой: «Аллах дает!» О коррумпированности чиновников уже столько сказано, в том числе в залах суда, что нынешняя «благотворительность» иных хозяев жизни вызывает у обывателя лишь недоверчивую ухмылку. Сразу вспоминается популярный в 90–х анекдот о нечестном милиционере. Подходит к нему бухгалтер: «Почему вы полгода у нас работаете и за зарплатой не приходите?» — «А у вас тут еще и зарплата есть?! Я думал, что пистолет дали и крутись как хочешь!»

Не хочу, конечно, огулом обвинять в темных играх всех госслужащих. Как и в Беларуси, в России ведется непримиримая борьба со взятками, т.н. откатами, другими видами махинаций. И указы Владимира Путина преследуют важные цели. Однако то, что ты превозносишь, я считаю явными перегибами на местах. Ретивые начальники готовы лбы разбить, но показать себя бескорыстными патриотами. Очень ведь удобно вместо реальной работы по улучшению экономической ситуации поспекулировать на популярной теме, показывая преданность Кремлю.

В результате благородное начинание может превратиться в фарс. Вот уже первый звоночек: танцовщицы одного из московских стриптиз–клубов попросили руководство ночного заведения урезать им зарплату на 10 процентов. «Нам стало известно, что Владимир Путин сократил свой доход, и мы в поддержку государства посчитали, что сделать нам нужно то же самое», — рассказывает танцовщица Александра.

Вот он — удар по инициативе ниже пояса! Как отмечают интернет–остряки: «Ура! За резинку трусов теперь можно засовывать на 10 процентов меньше! А жизнь–то налаживается!»

Мой прогноз: теперь аналогичных демаршей следует ждать от проституток, сутенеров. Свои 10 процентов будут оставлять жертвам карманники, уличные гадалки, ворожеи и наркодилеры. И все — светлая идея окончательно дискредитирована, опошлена, предана кощунству и благополучно позабыта! Аналогично, кстати, замусолили борьбу с привилегиями номенклатуры в послевоенное время. Упомянутый тобой Иосиф Виссарионович любимый военный френч на элегантный итальянский костюм не сменил, зато имел в кармане необъятный СCCР и пол–Европы. И Леонид Ильич, о котором ты скромно умолчал, уже мог позволить себе коллекцию иномарок. А советская элита, не сильно афишируя, самодовольно припевала про себя песенку: «А что я ем? Простую осетрину. Простую русскую еду — ее ловлю в своем пруду».

Жизнь сама преподносит сюрпризы похлеще любых анекдотов. Потому, считаю, опыт урезания зарплат как чиновникам разного ранга, так и знаменитостям, бизнесменам, спортсменам у нас в Беларуси перенимать контрпродуктивно. Ну допустим, клерк исполкома (который, как ты верно заметил, не жирует) принесет домой тысяч на 500 меньше, пусть даже на миллион рублей победнеет. Либо футболист команды высшей лиги лишится бонусов за забитые голы. Кому станет легче?

Помнишь, в 70–е везде висел кумачовый лозунг: «Экономика должна быть экономной». Миллиарды при этом тратились на поддержку якобы просоветских режимов в странах «третьего мира», процветала бесхозяйственность, однако одной из святых заповедей каждого гражданина было: «Уходя, гасите свет!» Кто–то из сатириков тогда иронизировал: «Выключил лампочку в туалете. Где–то облегченно вздохнула турбина...»

Отсюда вывод: пациента (то есть больную экономику) нужно лечить не аспирином, а эффективными антибиотиками, лекарствами новейших разработок. Если государству сильно необходим общественный резонанс и рост доверия к властной вертикали, то действительно не жалованье аппаратчикам нужно урезать, а их рабочий день увеличивать. По принципу: «Вся страна спит, а в исполкоме окошко горит». И мерилом работы считать не усталость, а конкретные результаты по оздоровлению предприятий, решению социальных проблем. При этом зарплату и премиальные наиболее эффективным менеджерам стоит даже увеличивать. Любой руководитель должен одновременно чувствовать и большую ответственность, и солидную поддержку государства. Иначе сражение с коррупцией станет борьбой с ветряными мельницами. Должность — не подарок, но ведь и не наказание, правда? Посему обойдемся без популизма.

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия № 49 (24679). Суббота, 14 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter