Купола над погостом

Борис   Цитович   возвращает   из   небытия   фамилии,   события   и   факты   далекой   Первой   мировой… Подвижничество — удел личностей, людей, сильных духом. При одном непременном условии: судьбу необходимо положить на алтарь идеи. В противном случае задуманное дело так и останется благим намерением, возможно, красивой, но не реализованной мечтой.
Борис   Цитович   возвращает   из   небытия   фамилии,   события   и   факты   далекой   Первой   мировой…
Подвижничество — удел личностей, людей, сильных духом. При одном непременном условии: судьбу необходимо положить на алтарь идеи. В противном случае задуманное дело так и останется благим намерением, возможно, красивой, но не реализованной мечтой. Уехавший более трех десятков лет назад от благ цивилизации в глубинку вилейской земли выпускник Белорусской государственной академии искусств Борис Цитович выполнил основное условие подвижничества, возвратив из забытья многие события и факты трагической истории Беларуси. Истории первой мировой войны, перемоловшей судьбы многих тысяч белорусов, которые создали непреодолимый барьер на пути войск кайзеровской Германии.  
Подтверждение тому — выездное заседание круглого стола «90 лет начала событий Первой мировой войны на Беларуси – 1915—2005 годы», которое художник Борис Цитович провел на Вилейщине  при посредничестве Национального музея истории и культуры Беларуси, а также Вилейского краеведческого музея. Отрадно, что все усилия художника-подвижника Цитовича и его семьи по восстановлению вековых погостов, где покоится прах солдат первой мировой войны, поддержали местные краеведы, люди, не равнодушные к памяти и истории края. Чего стоят лишь несколько фактов: небольшой белорусский городок Сморгонь более 800 дней отражал атаки кайзеровских полков, а проходившая через Вилейку линия фронта была усеяна тысячами трупов защитников Отечества. В архиве вилейской Свято-Мариинской церкви события того времени были описаны следующим образом: «Немцы ворвались в Вилейку со стороны местечка Куренец и артиллерией обстреляли железнодорожную станцию, разбив эшелон с русскими солдатами, многие из которых потом спаслись вплавь через Вилию. На берегу реки были расположены две русские артиллерийские батареи. Подошедший враг сбил их пулеметами; при этом погибли около
40 русских воинов, самим же батареям удалось переправиться через реку. Погибшие артиллеристы были похоронены мирными жителями там же, на берегу Вилии».
Еще в середине 70-х годов прошлого столетия Борис Цитович наткнулся в лесу возле деревни Забродье Вилейского района на поросшие мхом вековые могилы. Согласно архивным документам они принадлежали первому лазаретному кладбищу 29-й пехотной дивизии (20-й армейский корпус) 2-й русской армии. Из размещавшегося рядом лазарета сюда отправляли в последний путь убитых и умерших от тифа и тяжелых ранений русских солдат, многие из которых были уроженцами этих мест. Кстати, многие защитники были отравлены ипритом, который немцы применили тогда при осаде Сморгони. До сих пор на лесной опушке просматриваются 16 огромных лазаретных блиндажей, некогда защищенных от ударов немецкой артиллерии бревнами в несколько накатов.
Сегодня на этой святой земле благодаря усилиям Цитовича и его единомышленников стоит мемориал с оригинальным ограждением и каплицей из камня. Когда-то на этих могилах были кресты с фамилиями солдат и их воинскими званиями, но со временем дерево истлело…
Из небытия восстановлена фамилия земляка протоиерея Павла Сосновского, которого царским указом жаловали орденом Святой Анны за оказание помощи раненым и участие в судьбе защитников Отечества в годы Первой мировой войны. Судьба этого человека в годы Великой Отечественной войны трагична – за связь с партизанами его и малолетнего отрока Василия Занковича расстреляли полицаи. Матушку Александру и четверых детей большевики сослали в Сибирь, где и затерялись следы святого семейства. Сегодня прах отрока Василия и отца Павла захоронен во дворе церкви в деревне Нарочь, где долгие годы он служил.
По инициативе Бориса Цитовича вдоль обочины, рядом с деревней Русское Село, возведен памятник, у подножья которого перезахоронены останки 64 солдат, участников обороны Вилейки в годы Первой мировой войны. А сколько еще могил участников сражений Первой мировой найдены семьей Цитович и их единомышленниками на Вилейщине, в Сморгонском и Мядельском районах. В деревне Забродье, в сохранившемся доме участника исторических событий Григория Никифоровича Шупляка, собрано немало ценных экспонатов, которые имеют моральное право положить начало созданию семьей Бориса Цитовича белорусского музея истории Первой мировой войны. Здесь же за деревенской околицей заложен парк Памяти и построена часовня во имя благоверных князей Бориса и Глеба, где ежегодно 9 Мая, в День Победы, прихожане будут поминать всех защитников Отечества, погибших в годы Первой и Второй мировых войн. Семейная идея создания памятного мемориала на Вилейщине, считают Борис Цитович и его супруга Валентина Петровна, отнюдь не коммерческий проект, а духовное осознание далеких событий. Подтверждение тому — добровольные пожертвования на строительство часовни, которые вносят многие жители и промышленные предприятия, местные органы исполнительной власти. Убедительный пример высокой нравственности прослеживается и в решении вложить в возведение часовни денежную премию, которой отметил труд художника Цитовича Президент Республики Беларусь. Есть также идея создать в часовне музей документов, посвященных событиям Первой мировой войны, а на ее бревнах выгравировать имена русских полков, проливших кровь в борьбе за святое дело. И еще Борис Цитович верит: написанные им для часовни иконы будут хранить мир и покой на родной земле.

На снимке: Борис Цитович (крайний слева ) возле памятника у деревни Русское Село вместе с единомышленниками: белорусской журналисткой Еленой Хорошевич, военным историком Анатолием Шарковым и коллегой – минским художником Александром Зубрицким.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter