Можно ли стать звездой, окончив частные актерские курсы?

Куплю популярность. Недорого

Мэрилин Монро была прелесть какая глупенькая и не имела актерского образования, однако это не помешало ей стать королевой Голливуда. В Беларуси для того, чтобы попасть на сцену или съемочную площадку, нужно окончить профильный вуз. Однако все чаще встречаются объявления о частных курсах актерского мастерства. Могут ли они стать альтернативой для тех, кто хочет выбиться в знаменитости?


Частные школы актерского мастерства — за рубежом вполне достойная база для будущей карьеры. Помните, Дастин Хоффман в фильме «Тутси» в ожидании звездной роли давал уроки желающим стать актерами и актрисами? Есть возможность брать такие уроки и в Беларуси, минуя академию искусств, где, как известно, набор на актерский факультет осуществляется далеко не каждый год. Однако в наших реалиях частное обучение имеет свои нюансы и решает совсем не те задачи, что за рубежом.

Скажем сразу: это не разводка на деньги. Вас не обещают сделать популярным за сумму, адекватную 80 долларам (средняя цена занятий по Минску) в месяц. И вас действительно будут учить. Вот только вряд ли выпускник с сертификатом курсов поразит руководство театров и киностудий Беларуси и сопредельных государств.

Преподаватель одной из минских частных актерских школ Игорь Сизов объясняет без обиняков, что составлять конкуренцию государственному образованию актерские курсы не собираются, да и по объективным причинам не могут, хотя к своей работе подходят ответственно:

— Программа построена практически как в академии искусств, проходим со студентами то, чему сами учились у наших педагогов: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, правда, все это адаптировано для любителей. И занятия не каждый день, а 2 раза в неделю, т.е. обеспечить именно профессиональную подготовку, как в вузе, нереально. Две основные цели: первая — нам, преподавателям, дать людям основы актерского мастерства, показать, что это такое. Без какого–то суперуглубления, вживания в образ и т.д. Вторая — а она и должна быть главной для тех, кто приходит на актерские курсы, — раскрепощение. И это нашим ученикам интересно.

Сняться в рекламе, клипе поп–певца или попасть в эпизод в какой–нибудь сериал — для многих и это предел мечтаний. О серьезной карьере говорить не приходится, но самолюбие удовлетворено. В целом с учетом того, что непрофессионалы получают более низкую оплату, они оказываются достаточно востребованны.

Еще одна задача, которую решают частные актерские курсы, — подготовка к поступлению в профильный вуз. И она нередко проходит успешно, говорит Игорь Сизов:

— Это индивидуальные занятия, на которых мы с ребятами готовим стихи, прозу, песню, танец... Несколько человек поступили в академию. Один из наших учеников Валентин Шляхтичев сейчас участвует в шоу «Хочу в телевизор», и в академию искусств его готовы взять на 2–й курс.

Что же до звездной театральной или кинокарьеры, то... Сам тренд на использование актеров–любителей пришел к нам с Запада, где режиссеру проще провести кастинг и найти человека под какой–то конкретный типаж, чем подгонять под него профессионалов. Режиссер, народный артист Александр Ефремов, к примеру, к идее актерских курсов относится довольно скептически, но любителей на съемки приглашает:

— Сколько я ни интересовался этими школами в Минске, в списках преподавателей ни разу не встретилась знакомая фамилия. В целом же в эпизодах у меня достаточно часто снимаются люди, не имеющие актерского образования. Что касается больших ролей, то, возможно, мне просто не везло. На Западе да, случается, когда человек без профессиональных навыков оказывается настолько подготовленным, что становится профи. Но это исключения, больше похожие на сказку.

Есть ли у частных курсов шанс стать полноценными учебными заведениями, дающими серьезную подготовку? Никаких, пока у нас нет развитой индустрии кино и зрелищ с достаточным количеством независимых кинокомпаний и театров. Даже те, кто окончил театральный вуз, нередко меняют профессию из–за невостребованности и разочарования. Как недавно сокрушался на пресс–конференции по подготовке к фестивалю «М.@rt.контакт» директор Могилевского областного драматического театра Андрей Новиков:

— Молодые актеры уезжают в Россию. И ладно бы они ехали туда в театры, но некоторые едут плитку класть!

КОМПЕТЕНТНО

Валерий Анисенко, художественный руководитель Национального драматического академического театра им. Якуба Коласа:

— Частные актерские курсы — это, можно сказать, начальное просветительское звено. И в таком качестве они приносят пользу. Но всерьез надо получать образование в вузе. Не вижу проблемы в том, чтобы работать с актерами–любителями. Будучи актером Купаловского, я занимался с участниками народного театра тракторного завода. Это так называемая педагогическая режиссура, и мастера старой школы все ею владели. Чего, на мой взгляд, очень не хватает сегодня. Коллективы в основном ориентируются на режиссуру постановочную — спецэффекты, шоу и прочее. В сущности, нынешних профессионалов можно спутать с любителями, актеры недоученные, они не знают, что такое подтекст, что такое второй план... На сцене сейчас очень много любительщины, много текста, не оплодотворенного мыслью, про сериалы и говорить нечего. Кто у нас лучше всех читает стихи? Сходите в русский театр на «Горе от ума» и вы увидите, что самый умный, самый грамотный — молодой народный артист 80–летний Ростислав Янковский! У сегодняшних актеров нет этой школы. Они пытаются выехать на темпераменте. Их хлебом не корми — дай газануть! Я у себя в театре решил вернуться к педагогической режиссуре и вести хотя бы раз в неделю мастер–класс, где мы будем заниматься практическими упражнениями.

Ирина КАРЕНИНА.

Фото предоставлено Игорем Сизовым.

Советская Белоруссия № 42 (24672). Четверг, 5 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter