Купите бублики! Производство продовольствия переживает кризис сбыта

Куда продать белорусские продукты питания? Поиском ответа на этот, казалось бы, простой вопрос сегодня всерьез озабочено руководство концерна "Белгоспищепром".
Куда продать белорусские продукты питания? Поиском ответа на этот, казалось бы, простой вопрос сегодня всерьез озабочено руководство концерна "Белгоспищепром". Канули в прошлое времена приграничных поездов и легковушек, вывозивших наши сметану, водку и прочие товары в сопредельные страны. Теперь уже российские колбасы да йогурты все больше заполоняют прилавки отечественных магазинов. В связи с этим требуется предпринять нечто экстраординарное, чтобы восстановить позиции наших предприятий на внутреннем и внешних рынках.

Вице-президент концерна "Белгоспищепром" Григорий Петкевич утверждает, что сегодня проблем с производством сахара, кондитерских изделий или алкоголя в принципе не существует. Бери - не хочу. Но в том и загвоздка, что не берут! Рассмотрим, к примеру, экспортный вектор. Главный потребитель наших товаров - Россия. Но там сейчас и цены на продовольствие пониже, и ассортимент побогаче. Причем на такие привлекательные рынки сбыта, как, скажем, Москва и Санкт-Петербург, годами не могут пробиться даже некоторые российские регионы, не говоря уже о странах СНГ. Понимая это, руководство концерна намерено резко изменить ассортимент продукции и снизить ее себестоимость. Кроме того, предполагается открыть в России представительства, поскольку с ходу найти импортеров белорусского продовольствия оказалось проблематично.

Двум ключевым позициям экспорта на восток - сахару и алкоголю - уделяется особое внимание. Ведь сахар, например, занимает порядка 40 процентов всех поставок предприятий Белгоспищепрома за рубеж и является, без преувеличения, стратегическим товаром. Однако Россия признает белорусской только продукцию, произведенную из сахарной свеклы. А изготовленная из тростникового сахара-сырца облагается непомерными таможенными пошлинами. Григорий Петкевич сообщил, что сейчас с российской стороной ведутся переговоры о получении для Беларуси квоты на ежегодные поставки 200 тысяч тонн сладкой продукции по правилам, действующим для резидентов соседнего государства. Пока же, пытаясь не упустить хотя бы имеющиеся возможности, идет накопление тростникового сахара, с тем чтобы всю свекловичную продукцию реализовать в Россию.

Сбыт спиртного за рубеж также наталкивается на ряд препон. Белорусскую водку, конечно, в той же России знают и ценят, но и своей там предостаточно. Суть воздвигнутых барьеров сводится к невыгодности подобного экспорта. Сейчас Белгоспищепром вместе с Минфином ищут выход из тупика. К концу года планируется выработать некое решение, способное открыть широкий путь нашему алкоголю в любые страны мира.

В то же время на внутреннем рынке творятся поистине чудные дела. Директора магазинов все чаще смотрят на белорусские продукты как на врага безбедного существования их предприятий. Ситуация предельно проста: если импортер привез, скажем, в Минск партию российской ветчины, то универсам получит от ее розничной реализации всю (хоть и ограниченную) торговую надбавку. А если товар, не дай бог, белорусский, то ту же куцую торговую надбавку уже придется делить с оптовиком. Где же справедливость? Естественно, руководители торговых точек всеми правдами и неправдами будут стремиться торговать импортным товаром. И никакого злого умысла здесь нет - обыкновенная экономика. Чтобы уйти от этой порочной практики, руководство Белгоспищепрома обратилось в Совмин с предложением о включении в себестоимость продукции коммерческих расходов (так называемых дилерских издержек, издержек на комиссию и т. п.). Между тем пока проект документа бродит по кабинетам, запасы того же сахара, алкоголя, кондитерских и табачных изделий растут как на дрожжах.

Впрочем, цены ценами, но и об ассортименте не стоит забывать. Ведь даже внешнее оформление некоторых наших пищевых продуктов способно вызвать стойкую аллергию. Ясно, что без современных технологий на рынке делать нечего. Григорий Петкевич рассказал об идущей реконструкции Гродненской табачной фабрики, Городейского сахарного, Малоритского овощесушильного комбинатов и других предприятий концерна. Так что перевооружение потихоньку движется. Хотя не секрет, что его темпы зависят от инвестиционного климата. К примеру, модернизация пивоваренной отрасли пока затягивается на неопределенный срок. Не в подобной ли медлительности корень всей проблемы?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter