Культурная эволюция

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь вместе со специалистами Министерства культуры провели рейд по знаковым объектам историко-культурного значения

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь вместе со специалистами Министерства культуры провели рейд по знаковым объектам историко-культурного значения

В короне Беларуси есть три крупные жемчужины — Национальный парк “Беловежская пуща”, историко-культурный заповедник “Несвиж” и замковый комплекс в Мире. В данном случае выездной семинар депутатского корпуса проходил по территории Минской и Гродненской областей. Народные избранники смогли на месте оценить ход реконструкции обоих замков и даже подискутировать по некоторым вопросам. И, нужно отметить, что далеко не все нововведения пришлись им по вкусу.

Ориентирование на местности

Выездные сессии депутатского корпуса были приняты за правило в 2008 году Советом Палаты представителей. До этого времени проводилась только учеба депутатов совместно с представителями самых разных министерств и ведомств. Проведение выездных сессий было совершенно необходимо и позволяло ознакомить людей, которые разрабатывают и принимают важные законодательные акты государства, с реальным положением дел в той или иной сфере. Так было принято решение об организации семинаров по изучению практики применения законодательства Республики Беларусь и взаимодействия с местными властями.
За время деятельности Палаты представителей четвертого созыва проведено уже шесть таких семинаров. Как правило, вместе с депутатами “в поход” отправляются и чиновники самого высокого ранга. В поездке, посвященной практике применения законодательства об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь, оценивать положение дел и разбираться в проблемах отрасли депутатам  помогал министр культуры республики Беларусь Павел Латушко.
Одна голова хорошо, две лучше
По мнению министра, живой диалог между чиновниками, депутатами и людьми на местах крайне необходим. И хотя белорусские парламентарии и так все время находятся “в движении”, слишком большим спектром вопросов им порой приходится заниматься. Во время дискуссии было даже высказано предложение о создании национальной программы реконструкции памятников истории и культуры страны, что показалось министру очень интересным.
— Со стороны Президента и правительства, несомненно, уделяется большое внимание вопросам культуры, — сказал Павел Латушко. — Но сегодня мы должны говорить и об очень важной системной работе в этом направлении. Сейчас благодаря реализации инвестиционной программы по предложению правительства ведется реконструкция на государственные средства ряда архитектурных памятников. И очень важно, чтобы наши депутаты понимали необходимость продолжения этой работы, обращали внимание на обеспечение финансирования и выделение средств в бюджете государства для приведения в порядок тех объектов, которые, к сожалению, зачастую находятся в неудовлетворительном состоянии.

Думать на местах

В Беларуси есть что охранять и чем заниматься — более 4,5 тысячи культурно-исторических объектов, многие из которых уникальны, находятся под охраной государства. Но, по мнению Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Андрейченко, полностью перекладывать всю ответственность только на госструктуры и бюджетные средства не стоит.
— Охрана историко-культурного наследия — один из приоритетов в государственной политике нашей страны, — отметил Владимир Андрейченко. — В следующем году в бюджете запланировано порядка 50 миллиардов рублей отчислений только на реставрационные и восстановительные работы. Разработана отличная законодательная база в сфере культуры, и работа продолжается. Думаю, что к концу работы Палаты представителей этого созыва мы приступим к разработке Кодекса о культуре. Тем не менее хотелось бы отметить, что у нас и сейчас достаточно эффективные законы. Есть возможность для вкладывания денег. А значит, местным властям нужно самим активнее работать в этом направлении.

Бюджет не резиновый?

По мнению председателя нижней палаты парламента, когда отдельные руководители порой сетуют на недостаток, предположим, гостиниц в городе, то важно понять, что развитие этой инфраструктуры — уже не вопрос государства.  Ведь оно не может взять на себя абсолютно все. Это значит, что властным структурам нужно более гибко работать с предпринимателями, заинтересовывать людей не только будущими перспективами, но и реальными выгодами.
— Сейчас в строительство тех же гостиниц, объектов придорожного сервиса должен активно включиться малый и средний бизнес, — считает Владимир Андрейченко. — Мы, парламентарии, можем помочь в этом вопросе только созданием соответствующего законодательства. Например, в самое ближайшее время мы как раз будем принимать закон о поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
Кстати, в ходе беседы с народными избранниками был поднят ряд серьезных проблем. Одна из них касалась того, что желающему заняться частным бизнесом гражданину приходится буквально продираться через целый ворох бумаг, справок и прочей макулатуры. Это не отбивает охоты работать только у самых упорных, а в результате теряет свою прибыль государство и в конечном итоге народ.
Есть претензии к местным властям и у культурного ведомства. По словам Павла Латушко, несмотря на настоятельные рекомендации Министерства культуры только в отдельных рай- и горисполкомах, которые можно буквально по пальцам пересчитать, введены должности специалистов по охране историко-культурного наследия при аппаратах отдела культуры. Такая нерасторопность значительно усложняет работу. Пока трудно идет процесс продажи представляющих культурную ценность объектов, например, бывших усадеб, находящихся в плачевном состоянии, предпринимателям под строительство гостиниц и кафе. А ведь это один из наиболее простых способов не только возродить сам объект, но и “сработать” на туристическую привлекательность страны. Все высказанные в ходе семинара замечания депутаты, что называется, взяли на заметку.

Найти золотую середину

Если к ходу реставрационно-восстановительных работ в Несвиже у депутатов вопросов не было, то во время осмотра реконструируемого Мирского замка их возникло немало. Всеобщее впечатление выразил председатель парламентской комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович: 
— Мы, несомненно, должны стремиться к тому, чтобы наше культурное наследие, а в особенности архитектурное, начинало приносить доходы и не было убыточным для государства, — сказал он. — Реконструкция и восстановительные работы в Несвижском замке идут гармонично. Возможно, это мое субъективное мнение, но, как мне кажется, на примере Мирского замка мы наблюдаем значительный перекос в сторону экономической составляющей. Конечно, мы можем вполне успешно превращать уникальные здания в современные гостиницы, и какое-то время они, несомненно, будут приносить прибыль. Но современный турист искушен комфортом, ему нужна история и уникальность. Не говоря уже о том, что от такого подхода страдает наша история. Мы должны найти некую золотую середину, чтобы в погоне за прибылью не потерять наследие, оставленное нам предками.  

Требует доработки

По словам Владимира Андрейченко, рассмотреть абсолютно все вопросы в условиях ограниченного времени депутаты и не рассчитывали. Но тем не менее достаточно обстоятельно изучили наиболее актуальные из них.
— Из услышанных нами сообщений можно сделать вывод, что серьезных нареканий к законодательству об охране историко-культурного наследия у практиков не имеется, — констатировал Владимир Андрейченко. — Рассматривая современную ситуацию в сфере охраны историко-культурного наследия и предложения по совершенствованию законодательной базы, мы должны прогнозировать ее развитие с учетом таких факторов, как либерализация экономики, повышение деловой активности населения, в том числе в сфере туризма, интеграция в мировые экономические и культурные процессы.
Учитывая особую актуальность вопросов инвестиционной деятельности в деле обеспечения сохранения и восстановления недвижимых памятников, целесообразно их отразить в законодательстве об охране историко-культурного наследия. Кроме того, в нем должны более широко применяться положения международных нормативных документов ЮНЕСКО. Все это будет рассматриваться в рамках работы по кодификации законодательных актов в сфере культуры.
На заседании были также затронуты иные проблемы, включая финансирование работ по восстановлению и сохранению историко-культурных ценностей и техническую паспортизацию объектов историко-культурного наследия. Поступившие предложения будут тщательно проанализированы в Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу и по ним будут выработаны соответствующие решения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter