Слово «культурка» получило широкое распространение после выхода одного из гайдаевских фильмов

Культура и культурка

Где проходит грань между ними?
Слово «культурка» получило широкое распространение после выхода одного из гайдаевских фильмов, «Операция «Ы», а именно в связи со словами героя замечательного актера Г.Вицина, предлагавшего «повышать культурку». Но генетически про «культурку» у нас впервые заговорили И.Ильф и Е.Петров, обозначившие в «Золотом теленке» эту проблему так: есть мир культуры, настоящий и большой, с мотором Дизеля и поэмой «Мертвые души», а есть мир попроще, с пищалкой «уйди–уйди», песней «Кирпичики» и брюками фасона «полпред». Что интересно, миры культуры и культурки достаточно четко разделялись. Есть обогащение языка литературными работами высокого качества, а есть Эллочка–людоедка и Фима Собак с их лексическими оборотами и понятийными шедеврами. Но со временем эти различия как–то стерлись, затушевались, и спроси современного читателя, зрителя, где заканчивается культура и начинается культурка, внятный ответ получить будет сложно.

С одной стороны, это естественно: мир культуры действительно стал широким, многообразным, причем в его орбиту оказались вовлечены не только профессионалы, люди, которые долго учатся, совершенствуют свое мастерство, а уже потом поражают окружающих невиданными откровениями, будь то сфера материальная или духовная. Не будем здесь говорить о гениях, у которых шедевры часто получаются сразу и вдруг. Но, с другой стороны, деятелями культуры стали ныне почти все. Например, все пишут — прозу, стихи, письма, комментарии. И попробуй скажи, что написано как–то не так, сотрут в порошок, размажут по стенкам блогосферы. Почти все стали философами, мыслителями, но в многочисленных текстах часто правят бал не сомнения и мучительный поиск истины, а безапелляционность и полная уверенность в собственной правоте. Некоторые вещи и процессы не принимаются в принципе. Добавим, что почти все ныне стали экспертами, причем в любых областях — от атомной энергетики до футбола.

Мир культуры никогда не был по преимуществу прагматичным, мир культурки чаще всего связан с деньгами. Мир культуры всегда одухотворяет высокая цель — написать книгу, которая останется на века, построить мост, который соединит не только два берега реки, но и судьбы, континенты. Мир культурки «заточен» под то, чтобы «подняться». Конечно, не надо представлять себе деятелей культуры аскетами и абстинентами. Аристотель, говорят, был жаден и, выкупавшись в оливковом масле, потом продавал его как девственно чистое. Розанов, вышедший из глубокой бедности, своим литературным трудом собрал 40 тысяч рублей и страшно гордился этим. Михаил Булгаков любил все красивое, вообще любил жизнь. Но Булгаков написал своего «Мастера», Аристотель создал систему формальной логики, Розанов оставил нам свое «Уединенное». И этот критерий принадлежности именно к культуре решает все.

У культурки раньше была своя ниша, которую она занимала. В «Операции «Ы» русалку продавали на базаре в расчете на соответствующий спрос. Но никто не говорил, что в образе русалки содержится некий скрытый психоделический смысл, который с такой высокой одухотворенностью смог увидеть и распознать художник. Нынче ситуация и здесь изменилась. Причем культурку, способы и формы ее подачи просчитывают технологи от культуры, как правило, высокообразованные и талантливые люди, которые четко знают, что выбросить на потребу массового зрителя, читателя, который, как известно, все это «схавает». Культурка стала бизнесом, причем часто очень удачным.

Известные американские актеры, снимающиеся в боевиках, в интервью признаются, что своим детям фильмы со своим участием стараются не показывать. Уж лучше диснеевские мультфильмы. Обнаженные актеры на сцене раньше были шоком, нынче — явление культуры. Да ладно обнаженные, но и ведущие себя соответствующим, обнаженным, образом. Конечно, нагота может быть явлением культуры — вспомним и роденовского «Мыслителя». Но надо быть готовым и к вопросу такого рода: о чем может так напряженно думать голый мужчина? Талантливый Михаил Боярский в одной из недавних телепередач признался, что они в театре много шутили. Так, на одном из капустников, посвященных 8 Марта, актеры решили голыми пробежаться по сцене. Игорь Владимиров, режиссер, долго думал, разрешать это симпатичное свинство или нет, в конце концов, согласился, но сказал: вы привяжите все скотчем, чтобы ничего не болталось. Тоже критерий: если не болтается — культура, в ином случае — культурка.

Конечно, водораздел между культурой и культуркой часто незаметен, словом, диалектика в чистом виде. Явление культурки может перерастать в явление культуры и наоборот. Но этот водораздел все же должен быть.

Советская Белоруссия № 148 (24778). Четверг, 6 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter