Анонс передач на телеканале «Беларусь 3»: восточное кино и литература

«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Анонс передач на телеканале «Беларусь 3»
Кто угадает первым: в словосочетании «Ходжа Насреддин» где — имя, а где — фамилия? А как перевести на русский «рахманая»? Сколько армянской крови у знаменитого армянского кинорежиссера Маргариты Микаэлян? И, наконец, чем отличается (если отличается, конечно), Илья Авербах от Ильи Авербуха? Если это слишком сложный вопрос, то вот вариант попроще: кто из них снял кино по повести Лескова «Тупейный художник»? Пишите нам, правильные ответы не останутся незамеченными!

А.Н.: Леонид Васильевич Соловьев известен нам как писатель, открывший советским детям удивительный мир баек и анекдотов, притч и рассказов о Ходже Насреддине — фольклорном персонаже мусульманского Востока.

А.Н.: Это не слишком удивительно, если вспомнить, что Соловьев родился в Ливане, в семье помощника инспектора школ Императорского православного палестинского общества. Затем его семья вернулась в Россию, а оттуда в Коканд. В 1930 году он приехал в Москву, в Институт кинематографии.

А.Н.: В 1939 году вышел его роман о Насреддине, а в 1942–м Соловьев в соавторстве написал сценарий к картине «Насреддин в Бухаре». Тогда же лента была снята Яковом Протазановым на эвакуированных в Алма–Ату «Мосфильме» и «Ленфильме». Потом был еще один фильм, по нему — по фильму — Соловьев написал и издал свой второй роман о Насреддине и вошел в историю советской литературы.

А.Н.: Начинал же писатель очень интересно: перед тем как приехать в Москву, Соловьев несколько лет собирал фольклор Ферганской области. В итоге набралось на целый сборник, который назывался «Ленин и творчество народов Востока».

А.Н.: В смысле — как Ленин повлиял на творчество?

А.Н.: Нет, в смысле — народные восточные песни и сказания о Ленине.

А.Н.: А что, народы Востока пели и сказывали о Ленине не переставая?

А.Н.: Похоже, Соловьев сам сочинил все сказания и легенды дехкан Ферганской области о Ленине. Что, собственно, позволило набить руку и затем уже с чувством написать все правду о Ходже Насреддине. Итак, «Насреддин в Бухаре», комедия–сказка, понедельник, «Беларусь 3».

А.Н.: Ефим Копелян, Виталий и Юрий Соломины, Василий Шукшин, Лидия пока еще просто Федосеева, Зиновий Гердт — вы, А.Н., стали бы смотреть картину с такими актерами, если бы я на этом закончил?

А.Н.: Конечно. Но вы можете не продолжать: в этой ленте снялся еще и Александр Демьяненко, причем, как написано в титрах, в роли карателя. Это фильм «Даурия» режиссера Виктора Трегубовича по роману Константина Седых, снятый на «Ленфильме» в 1971 году.

А.Н.: Даурия — историческая область в Забайкалье. Ну а кино — о забайкальских казаках, войне и революции. Снималось в естественных интерьерах: в Сибири и Забайкалье, в Чите и Иркутске. Получается, что мы оба можем одним глазком посмотреть на родные места, столь нынче отдаленные. И приглашаем смотреть вместе.

А.Н.: Как вы думаете, А.Н., если бы у писателя был творческий вечер, назвал бы он его, например, «Я помню чудное мгновение»? А современный художник, считаете, мог бы озаглавить свою выставку «Девятый вал»? Или «Последний день Помпеи»?

А.Н.: Нет, конечно.

А.Н.: Видите, как все–таки ограничено творческое пространство у всех творцов, кроме актеров и бардов. Вот если творческий вечер будет называться «Я люблю тебя, жизнь!», то кто там будет выступать?

А.Н.: Неужели Марк Бернес?

А.Н.: Почти! Анатолий Длусский, актер кино и театра, певец и композитор, как написано ниже мелким шрифтом.

А.Н.: И когда же идет в эфир это произведение, как вы говорите, искусства?

А.Н.: В четверг. А в воскресенье у нас на очереди «Три Жизели» — именно так называется спектакль Республиканского театра белорусской драматургии по пьесе Андрея Курейчика в постановке Александра Гарцуева, снятый нашей компанией буквально вот только что, в 2014 году.

А.Н.: Как пишет сам автор, «декорация к спектаклю представляет собой конструкцию, которая превращается в разные пространства, легко сменяющие друг друга: французский дом 40–х годов, белорусский деревенский дом в 50–е годы и тот же дом 90–х годов». Понятно, о каких трех Жизелях пойдет речь?

А.Н.: Понятно. Напомню лишь, что в ролях Татьяна Мархель, Людмила Сидоркевич, Вероника Буслаева.

Советская Белоруссия №227 (24608). Пятница, 28 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter