Анонс передач на телеканале "Беларусь 3"

«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Здравствуйте! Знаете ли вы, уважаемые читатели, сколько «Оскаров» получил фильм «Крамер против Крамера»? А то, что один «Крамер» в названии и в кино — это мужчина, а другой — женщина, тоже знаете? Ну тогда вам незачем смотреть «Культпросвет» по телевизору — вы и так все знаете! А вот читать все равно нужно, потому что там, внизу, есть крупинки разумного, доброго и вечного.


А.Н.: Хочу спросить: вам о чем–нибудь говорят слова «Любич», «Ходасевич–Леже», «Кикоин», «Шрага Файбиш Царфин», «Цадкин», «Бакст», «Пинхус Кремень»?


А.Н.: Не зная вас, я бы подумал, что это какое–то заклинание на идиш. Но попробую угадать: это фамилии художников, которые жили за чертой оседлости Российской империи и жили как раз в Беларуси.


А.Н.: Более того, это не просто художники, это художники Парижской школы!


А.Н.: Вот как? То есть достаточно было эмигрантам собраться в Париже, как это тут же стало Парижской школой? А вот нет «парижской школы» таксистов? Или официантов, которых в начале XX века называли половыми? «Парижская школа половых» — красиво ведь звучит!


А.Н.: А почему такие должны быть?


А.Н.: Ну как же — ведь множество белых офицеров осели в Париже и занимались как раз вот этими профессиями. И «поручик Голицын», и «корнет Оболенский», и «княгиня Беломорско–Балтийская» — все как–то зарабатывали на жизнь. Отчего ж им не повезло, а вот Шрага Файбиш Царфин и Пинхус Кремень таки стали художниками Парижской школы?


А.Н.: Они рисовали. Значит, остались картины. Их можно купить, а потом сделать из этого собрания «школу» — тогда они и цениться будут гораздо выше, правда же?


А.Н.: И продаваться будут по гораздо большей цене, ваша правда. Так что давайте внимательно посмотрим цикл «Художники Парижской школы» на «Беларусь 3» с понедельника по пятницу. Ведь не каждый же день на наших глазах делаются состояния!


А.Н.: Валентин Петрович Катаев — русский писатель, в чьем языке до конца жизни присутствовал неистребимый одесский акцент, вольноопределяющийся, служивший в годы Первой мировой войны в артиллерии под Сморгонью, там же был отравлен газами.


А.Н.: Может, кто–то из наших читателей и не знает, что немцы не только французов под Ипром травили, но и нас под Сморгонью. Но что же из Валентина Петровича покажут нам на неделе?


А.Н.: Фильм 1937 года «Белеет парус одинокий». Это кино об Одессе, о событиях 1905 года, о восстании на броненосце «Потемкин», и все это — глазами двух одесских пацанов, Пети и Гаврика. Петю — прообраз самого писателя — в фильме играет Борис Рунге. Тот, который впоследствии стал известен всей стране как пан Профессор, неуклюжий друг пани Моники. А деда Гаврика сыграл Иван Пельтцер, дочь которого Татьяна Пельтцер долгое время радовала нас образами забавных старушек. Поэтому можно сказать, что это кино — прекрасное возвращение в молодость. Понедельник, режиссер Владимир Легошин, канал «Беларусь 3».


А.Н.: В последнее воскресенье августа канал–просветитель решил запеть. Не оперу, не мюзикл, потому что ну кого можно удивить на первом социокультурном оперой или симфонией? Авторская песня — вот к чему обращает он свой взор, идя навстречу культурным пожеланиям трудящихся!


А.Н.: В СССР поначалу был принят термин «самодеятельная» песня, затем — «авторская» и только потом, в подражание Западу, — «бардовская».


А.Н.: А что, на Западе тоже пели под гитару?


А.Н.: Еще как пели! Например, Серхио Ортега: его «эль пуэбло унидо хамас сэра венсидо» — это ведь тоже авторская песня! И Карлос Пуэбло с «Команданте Че Гевара» — тоже песня самодеятельная. Просто на Кубе, например, такие исполнители были государством обласканы. А вот Боба Дилана, когда он появился на профессиональном фестивале, поначалу освистали. Т.е. Запад просто не пускал бардов ни на пластинки, ни в телевизор.


А.Н.: А вот в СССР, помню, долго не могли определиться, как же к этому явлению относиться. Был и запрещенный Галич, был и разрешенный Никитин. А еще был Высоцкий, который в 1978 году сказал так: «Я никогда не принимал участия ни в каких «вечерах» этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых «бардов» и «менестрелей», что я к ним не хочу никакого отношения иметь».


А.Н.: Так как же нам относиться к этой песне?


А.Н.: Да просто включить телевизор на канале «Беларусь 3» и самому послушать. Потому что канал предлагает нам серию из нескольких полнометражных концертов, снятых совсем недавно здесь, у нас в Беларуси. Первый концерт из этой серии смотрите уже в воскресенье. Венсеремос! И адьос!

Советская Белоруссия №159 (24540). Пятница, 22 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter