Авторская кукла в Беларуси: интервью с мастерами, которые открывают профессиональные тайны

Кукла больше чем игрушка

Авторская кукла сегодня пользуется в мире невероятной популярностью
Авторская кукла сегодня пользуется в мире невероятной популярностью. Ажиотажное увлечение охватывает все больше стран. Кстати, в соседней России и у нас, в Беларуси, кукольников отчего–то до сих пор считают ремесленниками. Это, возможно, несправедливо, зато удобно — меньше налогов ложится на мастеров: ведь изготовление кукол процесс не только трудоемкий, но и весьма дорогостоящий.

Как и многие другие популярные вещи, авторская кукла пришла к нам из Японии. Вернее, сперва бодро захватила США, а уж оттуда мания широко распространилась, постепенно сформировав новый, специфический и очень привлекательный жанр современного искусства.

Мастер Надежда Цигановская приоткрывает профессиональные секреты:

— Скульптурную массу, необходимую для изготовления кукол, заказываем в Японии или Америке, и обходится она очень и очень недешево. Местных производителей нет, а то, что пытаются изготовлять в России, конкуренции не выдерживает, и настоящее произведение искусства из этого материала не сделаешь.

Скульптурная масса, из которой делаются авторские куклы, дает изделию срок жизни в целых 300 лет. Состав ее за эти годы практически не менялся. Глаза для марионеток также выпускают всего несколько зарубежных фабрик. Волосы — это вам не крашеные платиновые парики Барби! Настоящие кукольники используют только натуральные материалы — шерсть ламы, ангору, пони–колон, моделируя сложные, причудливые прически. Из натуральных, часто винтажных тканей, шьется и наряд — перерываются бабушкины сундуки, обшариваются блошиные рынки... Каждый мастер — в некотором роде Плюшкин, сберегающий любую красивую бусинку или лоскуток: мало ли когда пригодятся.

Наталья Шарангович, директор Музея современного изобразительного искусства, уверена, что авторскую куклу можно считать специфическим ответвлением жанра скульптуры:


— Она существует на белорусском пространстве давно и в разных вариациях. Кукол делать интересно, многие занимаются этим просто для удовольствия, для самовыражения, и это здорово. Авторскую работу от бытового хенд мейда отличают индивидуальное видение художника, целостный образ, эмоциональная выразительность, умение показать пропорции тела. Мы видим, как вылеплены руки, черты лица, как подаются мимика, позы, какие использованы материалы (ибо авторская кукла очень разнообразна) и т.д. С другой стороны, важно умение поместить куклу в определенный культурный или исторический контекст. Одни работы можно рассматривать как малую скульптурную форму (со множеством допущений), другие — как арт–объект, третьи в большей степени относятся к декоративно–прикладному искусству. Нередко куклу помещают в какую–то особую среду, рассказывающую о ее существовании, — бытовую, интимную, гламурную.


В Беларуси много хороших мастеров, но нередко срабатывает принцип отсутствия пророка в своем Отечестве: например, необычные и гламурно–провокационные куклы брестчанки Галины Дмитрук на родине не оценили, зато она мгновенно стала желанным гостем на всех крупных международных выставках, с которых привозит награды.

Надежда Цигановская, которая занимается куклами уже 20 лет и организует выставки белорусских мастеров, никогда не говорит о собственных достижениях, зато с увлечением хвалит коллег:

— У нас есть прекрасные, совершенно уникальные художники! Из самых ярких, тех, кто больше всего на слуху, — Алексей Мартынов, у которого каждая кукла как бы рассказывает собственную историю; Елена и Николай Байрачные, которые выставляют свои работы в Несвиже, уникальные и совершенно изумительные; Наталья Коновалова, которая работает в технике фарфора, что очень сложно; Татьяна Полякова. Татьяна Хаберская использует текстиль.


Поскольку авторская кукла, как вы уже догадались, не игрушка, а полноценный объект искусства, в котором мастер реализует определенный художественный замысел, ее облик может быть подчас весьма оригинальным и далеким от общепринятых эстетических канонов. Например, Сергей Дроздов делает необычных кукол в стиле стимпанк — не всегда «добрых», но создающих целостный образ. Его куклы восседают на необычных летательных аппаратах и другой технике. Валерия Гайшун, ностальгируя, воплощает в войлоке героев и картинки эпохи СССР. Художница Анна Чепурная–Олейник недавно выставила свой первый проект: ее причудливые создания с головами лошадей, единорогов и носорогов тоже далеки от того, что мы привыкли понимать под куклой.

Изготовление одного экземпляра занимает у опытного мастера несколько месяцев — от мечты до ее воплощения в реальность. Соответственно цена может быть очень немаленькой. Эти произведения не предназначены для игры, а именно для любования. В паспорте, который положено иметь авторской кукле (так же, как породистой собаке — родословную), прямо указывается, что изделие нельзя давать детям. Это не игрушка, а предмет для ценителей, который, кстати, постоянно растет в цене, замечает Надежда Цигановская:

— Сегодня вы купили куклу за 500 долларов, а пройдет год и она будет стоить уже тысячу. Бывает и так, что мастер перестает работать — соответственно изделия, сделанные им, дорожают.



Что любопытно: в западных странах мало кто позволяет себе покупать много кукол — очень уж недешевое это удовольствие. Белорусские же коллекционеры средств не жалеют, у некоторых в личном собрании 100 и более экземпляров. Правда, ни один из них не согласился впустить в свой дом журналиста, да еще с фотокором — слишком высока стоимость коллекций и велик риск привлечь нежелательное внимание. Тут так же, как с традиционным коллекционированием картин или других предметов искусства: никто не афиширует свое хобби. Благо пока на личных страницах кукольников в интернете можно совершенно бесплатно любоваться произведениями искусства. Куклы без возраста, без дна, если долго на них смотришь — затягивает.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия №230 (24611). Среда, 3 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter