Куда смотрят родители

Когда появляются дети, понимаешь, что есть жизнь дороже собственной. И не дай бог произойдет что–нибудь...

Когда появляются дети, понимаешь, что есть жизнь дороже собственной. И не дай бог произойдет что–нибудь... Ведь, по большому счету, без детей семья — не семья. А у страны без них нет завтра. Вот и получается, что их здоровье и благополучие — наш самый бесценный ресурс.

Припоминается старая белорусская пословица: «Да трох гадоў качай дзiця, як яечка, да сямi — пасi, як авечку». Вот такая незатейливая народная инструкция по сохранению генофонда. И следовать ей наша страна старается неукоснительно. Последние годы статистика регулярно это подтверждает: младенческая смертность у нас фиксируется на уровне всего 3,4 случая на 1.000 родившихся живыми — это четвертое место в мире. Что же касается другого важнейшего показателя — коэффициента смертности детской, до пятилетнего возраста, то риск ее у нас 4,6 на 1.000 новорожденных, что является лучшей планкой в СНГ, а по среднегодовому темпу ее снижения Беларусь превосходит даже Швецию, неизменного лидера всевозможных медицинских рейтингов, не говоря уже о Германии, Дании и Швейцарии.

И все же не время почивать на лаврах. Вопреки бытующим стереотипам, ребятишкам постарше нянек разного рода требуется куда больше. Ведь стоит чуть отпустить родительский «поводок» — неприятности тут как тут! И речь не только о том, что дети часто становятся жертвами краж, мошенничеств, иных преступлений. Только в этом году пострадало от них более 2 тысяч ребят, из которых две трети — из–за уклонения родителей от их святых обязанностей. Между прочим, чтобы мамы и папы лучше помнили о своей роли, разработаны изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят ответственность родителей за нахождение их детей в социально опасном положении. Увы, основные причины смерти детей тоже напрямую связаны с элементарным недосмотром — несчастные случаи, травмы и отравления.

Динамика такая: в 2010 году от внешних причин погибло 350 ребят, в 2011–м — 243, в 2013–м — 200. Тенденция к снижению налицо. Но чтобы эти страшные цифры вообще стремились к нулю, нужно еще более вдумчиво и согласованно работать на упреждение бед всем: медикам, педагогам, журналистам, сотрудникам правоохранительных органов, МЧС... Согласитесь, современный мир засилье техники и урбанизация сделали жестоким. Выходит малыш из подъезда — рискует попасть под машину (их ведь уже просто негде ставить!). Заходит в магазин — вязнет в плену вредоносных соблазнов, продуктов, от которых только наберет вес, испортит здоровье. Погружается в планшет–смартфон–интернет — ставит под удар зрение, зарабатывает зависимость, теряет контакты с реальным миром. Включает телевизор — видит сплошной негатив, дурные примеры, впадает в депрессию. А если любознательное чадо вдруг решится «прогуглить» свой главный вопрос «что такое плохо?», то сразу получит и главный ответ типа: «Плохо — это дебютный студийный альбом рэп–группы Х». Сложно им... Но чуть что не так — сразу «куда смотрела школа?» или «врач недосмотрел!» А почему не родители? Ведь, по статистике, 70 — 75% подростковых самоубийств происходит именно из–за проблем в семье. И почему мамы с папами напрочь забывают давно доказанную истину: здоровье человека только на 10 — 15% зависит от системы здравоохранения, зато на 50 — 55% — от условий и образа жизни, того, что день за днем формируется в каждой семье?

Со своей стороны, конечно, наша медицина делает все возможное и еще вчера невозможное. Еще 15 лет назад кардиологи били тревогу: первичная заболеваемость врожденными пороками сердца возросла вдвое! И хотя ежегодно в Беларуси рождалось 800 — 900 малышей, которым срочно требовалась операция, мощности детского хирургического центра 1–й минской клинической больницы могли удовлетворить потребность лишь наполовину. В самом начале 2005 года новый, суперсовременный кардиохирургический центр был открыт, и теперь врачи делают в нем в год около 1.000 операций, из них 300 — малоинвазивных, то есть максимально щадящих для организма. А какой прорыв в свое время обеспечило строительство РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии! Это даже по европейским меркам уникальная клиника, аналог есть только по ту сторону океана, в Мемфисе. Каждый четвертый ребенок попадает сюда уже в запущенной стадии. Почти каждый второй — дошкольник. И как минимум 74 процента маленьких пациентов возвращаются домой, чтобы потом только поздравлять врачей с праздниками...

К сожалению, вот так, зная проблему и умея решать ее прицельно, невозможно раз и навсегда разобраться со всем печальным феноменом детской смертности. Потому что чаще всего детям подписывает приговор не болезнь — стечение обстоятельств, опасная ситуация. Они не умирают — гибнут. И не стоит пенять исключительно на злой рок. Многое, слишком многое в наших родительских руках. И чем быстрее мы это осознаем, тем четче это зафиксирует беспристрастная медицинская статистика.

eversman@sb.by
Советская Белоруссия №147 (24528). Среда, 6 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter