Куда пойти, куда податься

В закулисье царит клановость, не сицилийского, конечно, размаха, но тоже ничего себе...

Барахлит сарафанное радио в последнее время. Как ни прислушаюсь к нему, в какое время дня иль ночи ни прильну ухом: все какие-то помехи и неприличные звуки из него раздаются, как будто в животе урчит после банки просроченных шпрот. То ли дачно-пляжная отпускная пора делает свое дело, то ли для обмена информацией театральный люд использует другие способы связи. У каждого свои любимчики, пристрастия, касса с доброй тетей в окошке. В закулисье царит клановость, не сицилийского, конечно, размаха, но тоже ничего себе.


...На одной из недавних премьер перед началом показа потрясал своей седой гривой всеми лаврами увенчанный артист, ходячий памятник самому себе. Строго окидывал орлиным взглядом зал. Рядом в вечном книксене застывали перед ним знаменитые критикессы, почтительным потоком вилась, как кольца Сатурна, прочая свита. И клан его ничто не сможет поколебать, и сарафанное радио в радиусе досягаемости его светлого облика будет работать только в режиме "восторг" и "почтение". Кто б сказал ему, что носить корону такого размера - неприлично.


Кому же верить, чьему вкусу доверять? Где наши театральные, как принято сейчас выражаться, тренд-сеттеры? Люди, еще не впавшие в маразм, а задающие тон, устанавливающие новые порядки, формирующие свежие ценности, законодатели мод. В некотором смысле культурные идеологи. Есть ли они вообще у нас? Есть, но таковыми провозгласили себя сами.


Очередной фестиваль "ТЕАРТ", позиционирующий себя главным независимым театральным смотром, объявил недавно свою программу. Амбиции у форума растут. Это видно без очков. Но программу опять же формировали конкретные люди. Почему я должен доверять чужому вкусу и выбирать зрелище по принципу "одна барышня сказала"? "Паниковский не обязан всему верить!" - хочется крикнуть вслед за персонажем "Золотого теленка". Творческое руководство феста, например, неровно дышит к польскому театру и готово носить его на руках. Но не всем же он близок. Кому-то просто категорически противопоказан. Кто-то может не принимать его радикализм. На прошлом фестивале шокировали зрителей поляки Гжегож Яжина с постановкой "У нас все хорошо" и Кристиан Люпа с "Персоной. Мэрилен". На этот раз вполне возможно покажут пятичасовую "(А) поллонию" другого польского гуру Кшиштофа Варликовского. Но если я не люблю кричащий, провокативный театр? Если не хочу пять часов мучить собственный мозг, разгадывая кроссворды, составленные воспаленным сознанием, куда мне податься - в караоке?


Конечно, ничего не имею против заявленных "Доброго человека из Сезуана" режиссера Юрия Бутусова или известного "Лира" Константина Богомолова, но почему предпочтение все-таки отдается именно этим работам? Уверен, скромный минский зритель с большим интересом посмотрел бы последние спектакли философичного Марка Захарова. Но организаторы "ТЕАРТА", любители острых ощущений, талдычат свое: таков тренд, кто не в тренде - тот против нас.


Наша зрительская планида - брать то, что дают. У нас нет альтернативы. А дают либо невразумительную третьесортную антрепризу, либо уж совсем эпатаж. Середины нет, а значит, нет той почвы, на которой минский зритель мог бы нормально воспринять современное искусство. С прочным багажом надежнее вступать в зону риска. Но багажа нет. Попадет провинциальный студент в первый раз в театр и сразу на Варликовского - решит, что весь театр такой: в нем кричат и беснуются, сверкая голыми телесами.


К сожалению, "ТЕАРТ", "Панорама" и другие существующие или оставившие о себе добрую память фестивали, по-моему, не воспитывают публику, а удовлетворяют вкусы лишь узкой прослойки самопровозглашенных кураторов, чье понимание трендов часто похоже на вкусовщину. Они приучают зрителя к всеядности, но всегда ли это хорошо? Минск не Варшава, и не Москва, иммунитет у нашей публики не такой крепкий, как у европейского зрителя. Нам бы капать эпатажа и  "продвинутости" польской эстетики по чуть-чуть в чай, а не поливать ими сцену из брандспойта. Думаю, что на такой театр нужно ставить мощный психологический фильтр, чтобы не свихнуться.


Или все-таки не так страшен тренд, как его малюют?..


Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №134 (24271). Вторник, 23 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter