Куда плывет корабль?

О лице нашей эпохи

Не знаю, как у вас, а у меня события августа вызывают стойкие ассоциации со знаменитым фильмом «И корабль плывет...». Вроде ничего эпохального не происходит, напротив, дождавшись наконец бархатного сезона, глобальный пассажирский «лайнер» так же, как и в фильме Феллини, отправляется в развлекательный круиз. И вот во время этого беззаботного плавания по волнам как раз и открывается настоящее, порой жуткое, лицо нашей эпохи.


Кто–то отправился наслаждаться жизнью на Майорку, где чуть ли не каждый день происходят теракты. Вот и в минувшие выходные на побережье в городе Пальма взорвались три бомбы. Ответственность за взрыв вновь взяла баскская сепаратистская группировка ЭТА. Однако туристы и не думают прерывать свой отдых. Чем не образ нашего времени?


А вот другой пример. Яхты и частные самолеты, сообщает светская хроника «Известий», опять на ходу и уже прибыли в Монако, как будто и не было никаких экономических потрясений. Дорогое шампанское рекой и новые коллекционные наряды ознаменовали открытие очередного сезона «русской Лазурки» и его главного хита — бала Цветов. И вечная тусовщица Ксюша Собчак призывала на Лазурном берегу выпить «за то, что кризис где–то там, далеко, а любовь и куча олигархов — здесь».


Этот «корабль» всегда плывет в одном направлении... Хотя мне кажется, что здесь очень подходит более точный перевод названия феллиниевского фильма, который предложили французы: буквально — «Плыла–качалась лодочка». Именно, что качалась...


И эту неустойчивость всего и вся лучше всего передает совершенно уж фантасмагорический, вполне в духе Феллини сюжет с исчезновением у побережья Португалии сухогруза Arctic Sea с российским экипажем.


Любопытное исследование по этому поводу сделала рижская газета «Час».


...«Охотское» — так назвали сухогруз в 1991–м, когда его спускали на воду. Что было потом — всем известно. Развал Союза, развал народного хозяйства, приватизация. Суда из пароходств перешли в частные руки — операторам. Те их переименовали и увели под другие флаги — тех стран, где морское законодательство помягче или налоги поменьше. Вполне вероятно, что именно такая судьба постигла и сухогруз «Охотское», который теперь называется Arctic Sea и ходит под мальтийским флагом, хотя управляется компанией из Архангельска и плавает на нем российский экипаж.


О том, что сухогруз плавает где–то у нас под боком, пишет рижское издание, мы в Латвии, может, и не узнали бы, не случись с Arctic Sea ЧП. Дело в том, что еще до исчезновения судно подверглось нападению у шведских берегов. История темная: восемь вооруженных людей, одетых в черное, с масками на лицах и надписью на спине жилетов police, остановили судно под предлогом поиска наркотиков. Ничего не найдя, избили экипаж и отбыли восвояси.


Об этом стало известно от информационных агентств, которые написали, что на Балтике появились пираты. Да не где–нибудь, а у шведских берегов.


А после этого сухогруз исчез...


4 августа Arctic Sea должен был появиться на рейде алжирского порта Беджаия, но его там так и не дождались. Более того, испанские власти заявили, что сухогруз Гибралтар не проходил — судно не появлялось на радаре, не подавало сигнала и не было зафиксировано автоматической системой идентификации. То есть получается, что оно пропало где–то в европейских водах, где пролегают тысячи морских путей, где передвижение судов отслеживается с помощью современных средств в режиме реального времени.


Ну не может такого быть по всем законам навигации — однако же случилось...


Вы знаете, что я об этом всем думаю? Все рассказанные мною истории случились в Европе, в нашем общем доме. Этот заполненный полумиллиардом обитателей «корабль» плывет, несмотря ни на что, и продолжит свой ход, даже если несчастный Arctic Sea пойдет на дно на глазах танцующей, разгульной публики типа той, что собралась на Лазурном берегу.


Но... Если исполненный шутовства, а временами и дурашливости фильм Феллини демонстрировал исчерпанность всякой идеологии, то у нас все–таки есть одна идейка... Со времен Феллини многое изменилось. И глобальный мир, например, не пустой звук. Он всех нас объединяет, а значит, мы имеем не только общие проблемы, но и общие решения. Это означает, что все мы живем в одной глобальной деревне, или, если хотите, в одной лодке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter