Кто заполнит продуктовые «пустоты»?

В первом полугодии белорусы потратили на еду 12,9 трлн. рублей

За последние месяцы маркетологи мозоли на языках натерли, убеждая производителей продуктов питания быть «ближе к народу». Мол, если найдете правильный подход к желудку потребителя, то и кризис пройдет стороной. «Смена позиций» в продуктовой корзине белорусов произошла, да и рацион оказался несколько урезанным. А вот кошельки при этом похудели примерно на те же суммы, что и в прошлом году.

Впрочем, по наблюдениям ритейлеров, около половины покупателей пока не изменили своих потребительских предпочтений. Как сообщили в компании «Премьерторг» (дискаунтер «На недельку»), часть посетителей магазина отказались от покупки рыбы и морепродуктов, некоторые реже подходят к полкам с сырокопчеными колбасами, полуфабрикатами, оливковым маслом, дорогими сырами… Снизился потребительский спрос и на «праздничные» продукты: кондитерские изделия, вино (в сегменте «средний+»), шампанское, оливки. Это те товары, которые можно достаточно безболезненно исключить из своего рациона вовсе или ограничить их присутствие на столе с целью экономии бюджета, пояснили специалисты. В то же время товары первой необходимости, или так называемые народные продукты, — молоко, хлеб, сосиски — пользуются неизменным успехом. Особенно уверенно себя чувствуют брендовые товары, сумевшие добиться благосклонности или лояльности покупателей. В среднем посетители дискаунтера сегодня тратят на разовую покупку около 180 тысяч рублей, что на 10 % меньше, чем до кризиса.

Несмотря на приверженность брендовым продуктам, многие покупатели переключаются с дорогих на более дешевые торговые марки. Так, маркетинговое исследование компании «Премьерторг» показало, что в продуктовых тележках кетчуп «Хайнц» уступил место «АВС», макароны «Пастораль» отвоевали позиции у итальянских и российских марок, белорусский «Пармезан» по­двинул своего импортного тезку, а вместо чая «Гринфилд» хорошо идет и «Принцесса Нури». В то же время специалисты подчеркивают: смещение в ценовых сегментах произошло, но только на соседнюю ступеньку, т.е. из сегмента «средний+» часть покупателей перешла в «средний», а из «среднего» — в «средний-».

Интересно, что некоторые товары теряют в объ­емах реализации меньше, чем в цене. Например, за соки покупатели дискаунтера заплатили в первом полугодии почти на 42 % меньше, чем в январе—июне прошлого года, но в литрах этот ценный напиток потерял только 20 %. Что, собственно, и подтверждает ориентацию потребителя на более дешевые товары — там, где это возможно… А по колбасным изделиям и копченостям ситуация иная: купили меньше почти на 9 %, но при этом на столько же больше потратили. То же самое и с сырами — сократили их потребление, но кошелек опустел заметнее, чем в прошлом году. В то же время покупатели пристрастились к творогу, хлебу и молоку, им пришлось на 25—30 % увеличить свои расходы на эти продукты.

В целом белорусы потратили на продовольствие за первую половину года 12,9 трлн. рублей, сообщил Белстат. Это лишь на 0,7 % меньше, чем за такой же период 2008-го. Спасительным для торговли оказался второй квартал, когда после затягивания поясов в начале года население решило не отказывать себе в хлебе насущном: в апреле—июне отмечен рост продаж продуктов питания почти на 16 % к первому кварталу. Данные статистики подтверждают: медицинские нормы потребления если и изменились, то незначительно (в ту или другую сторону). Так, съедено «мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо» на 3,4 % больше, чем в первом квартале прошлого года, хотя динамика продаж консервов опередила «колбасную» кривую. Удержалось на прежнем уровне потребление сливочного масла, сахара и яиц. Прибавила бакалея — растительного масла, круп, макаронных изделий и бобовых закупили почти на 10 % больше (не факт, что съели, просто хозяйки могли пополнить продуктовый запас). В числе аутсайдеров оказались сыры и соки, но и тут падение не вышло за рамки 5 %. Однако выборочное исследование расходов домашних хозяйств показало: в январе—марте снизилось потребление на одного человека мяса и молока, а также продуктов из них, а еще в своих продовольственных корзинах многие недосчитались рыбы и других даров моря.

Опять же не совсем понятно, что скрывается за «мясной» строкой: деликатесный балык или недорогая ливерка?.. Судя по всему, последняя сегодня в выигрыше… Общая производственная динамика такова: снижается выпуск сосисок и сарделек, вареных, полукопченых, сырокопченых и сыровяленых колбас, зато увеличивается производство варено-копченых, продуктов из шпика и в желе, загадочных «прочих»… В январе—июне, по данным Белстата, снизилось производство рыбной продукции (на 15,3 %), цельномолочной (на 0,7 %), хлеба и хлебобулочных изделий (на 2,3 %), колбасных изделий (на 4,9 %). Продуктовые потоки, конечно, ориентированы не только на внутренний рынок, а потому в производственных показателях отражаются и аппетиты зарубежных «едоков». Но чем мы принципиально отличаемся от наших ближайших соседей, которым по вкусу белорусские продукты?..

Пожалуй, ритейлерам уже впору задумываться не только об изменении ассортимента, но и о пополнении парка магазинных тележек более компактными моделями. Еще сложнее медикам: им предстоит решить, как компенсировать уменьшение в рационе белорусов ценных источников белка — мяса, рыбы, сыров… Радует, пожалуй, тот факт, что наше население прислушивается к голосу диетологов, предостерегающих от увлечения строгими диетами, и урезает свое меню не сразу, а постепенно, небольшими порциями… Дальнейшее поведение потребителя во многом зависит от того, с какой скоростью будут переписывать ценники в отечественных магазинах. Тут есть над чем поработать и самим производителям, и торговле, и представителям власти…

На снимке: покупатель в столичном дискаунтере «На недельку». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter