Кто в аграрии пойдет?

Очевидно, что не горожане – они в сельском хозяйстве не приживаются так же, как заморские фрукты в суровых отечественных пределах
Ставка на сельскую молодежь, модернизация учебного процесса и создание благоприятных условий для работы и карьеры молодых специалистов — таковы альфа и омега программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2003—2005 годы, о которой рассказывает директор Департамента образования, науки и кадров Минсельхозпрода республики Валерий БАХАНКО: — Лозунг «Кадры решают все» для сельского хозяйства республики сегодня не лозунг, а, если хотите, парадигма эффективного развития. Ведь только квалифицированные специалисты способны внедрять новые технологии, искать варианты выхода из нестандартных ситуаций. Не случайно кадровая программа принималась в рамках комплексной Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001—2005 годы, одобренной указом Президента. Какова же кадровая «арифметика» на сегодняшний день? В различных сельскохозяйственных организациях республики трудятся 67 тысяч руководящих работников и специалистов. Высшее образование имеют 34 процента, среднее специальное – 53 процента. Среди руководителей специалисты высшей квалификации составляют 91 процент. Цифры вроде бы неплохие, но… Ежегодная потребность в специалистах с высшим образованием составляет: агрономов – 500—550 человек, столько же требуется зоотехников и ветврачей, инженеров – около 600 человек, экономистов – 220 человек, бухгалтеров – до 150. Запомнили цифры? А теперь соотнесите их с ожидаемым выпуском, например, этого года: агрономов предполагается выпустить 181, зоотехников – 239, ветврачей – 244 человека. В общем, куда ни глянь, по каждой из основных специальностей почти двукратная «недостача». — Но ведь как сельскому хозяйству в целом, так и аграрному образованию в частности экстенсивный путь наверняка заказан – и по демографическим, и по экономическим причинам… — Совершенно верно. В целом наши высшие и средние учебные заведения почти полностью покрывают потребность в подготовке кадров, ежегодно направляя на работу в организации агропромышленного комплекса около 2 тысяч выпускников с высшим и более 4 тысяч – со средним специальным образованием. Но ни для кого не секрет, что закрепляются они в хозяйствах плохо. А высокая сменяемость специалистов приводит к тому, что нам очень трудно спрогнозировать потребность и рассчитать подготовку кадров по тем или иным специальностям. — Так, может быть, стоит начать с главного – создания привлекательных условий для закрепления молодых специалистов, которые привлекали бы и абитуриентов в аграрные вузы? — В последние годы в этом направлении сделаны конкретные шаги, принят ряд законодательных актов, правительственных постановлений, направленных на закрепление специалистов в хозяйствах. Так, выпускникам вузов, направленным на работу в районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, ежегодно выплачивается до 30 минимальных зарплат в зависимости от стажа работы. В течение двух лет молодые специалисты с высшим и средним образованием получают прибавку в размере одной тарифной ставки первого разряда. Кроме того, выпускникам вузов и ссузов, приступившим к работе не по месту жительства родителей, выдаются льготные кредиты на приобретение домашнего имущества, индивидуальное строительство, компенсируется наем жилья. Выпускникам призывного возраста, работающим в зонах последующего отселения, предоставляется отсрочка от призыва. Сегодня некоторые из них, кстати, могут приехать в хозяйства не молодыми специалистами, а сразу – руководителями. Согласно постановлению Совета Министров, на базе всех четырех сельскохозяйственных вузов ведется подготовка резерва кадров руководителей из числа студентов старших курсов. Назовите, как говорится, другие адреса, где молодые люди могут получить такую площадку для взлета? — В обществе неоднозначно воспринимаются преференции для сельских школьников, особенно при поступлении в престижные вузы на остродефицитные специальности… — А мы принципиально настаиваем не только на их сохранении в учебных заведениях сельскохозяйственного профиля, но и на расширении. Понимаете, сын крестьянина может стать дипломатом, но сын дипломата никогда не станет бригадиром на молочной ферме. Все-таки основной упор должен быть сделан на выпускников села – они на земле выросли, знают особенности труда на ней. Ведь даже на благополучном Западе фермеры передают свои хозяйства по наследству. У нас сейчас в вузах учится 38% сельчан за счет бюджета, в колледжах чуть больше — 48%. В правилах приема на 2004 год льготы для сельской молодежи настолько минимальны, что практически не повлияют на улучшение обеспеченности агропромышленного комплекса специалистами с высшим образованием. Поэтому сегодня мы вышли в правительство со следующими предложениями. В связи с тем, что значительная часть сельской молодежи из-за отсутствия общеобразовательных школ в селе ездит на учебу в райцентры и другие города, их также следует зачислять по конкурсу как сельских жителей. Необходимо, на наш взгляд, решить вопрос и о предоставлении возможности высшим и средним специальным учреждениям принимать договоры на целевую подготовку от абитуриентов, проживающих в сельской местности не менее 2 лет и имеющих по вступительным экзаменам отметки от 6 баллов. Опыт показывает, что выпускники с более успешными аттестатами на «зоотехнию», «ветеринарную медицину», «агрономию» и другие сельскохозяйственные специальности, как правило, не идут. А по поводу мнения о том, что, мол, сельские абитуриенты умеют пользоваться не только льготами, но и различными лазейками для того, чтобы остаться в городе, отвечу: исполнение договоров на целевую подготовку должно регулироваться законом со всеми вытекающими отсюда экономическими и правовыми последствиями. — На что в целом сориентирована система аграрного образования, какие перемены ожидают учебные заведения и будущих абитуриентов? — С учетом того, что в республике будут реформироваться сельскохозяйственные организации, им потребуются и принципиально иные специалисты широкого профиля, которые могли бы работать не только непосредственно в хозяйствах и на предприятиях, но и в консультационных службах. Кстати, кадры для аграрного сектора в странах Центральной и Восточной Европы готовят многопрофильные университетские комплексы, что дает выпускникам лучшие шансы получить работу. Мы тоже разрабатываем сейчас новые стандарты, планы и программы более универсального уровня. Подготовка специалистов широкого профиля влечет за собой необходимость реструктуризации наших вузов. Сейчас мы думаем над интеграцией средних специальных учебных заведений с университетами и академиями, созданием при ссузах филиалов высших учебных заведений. Это позволит перестроить систему подготовки кадров не только без дополнительных затрат, но и сориентирует ее на регионы. Ну, скажем, если мы откроем в Пинске или Гродно филиалы Витебской ветеринарной академии – разве не окажутся в выигрыше и абитуриенты, и местные хозяйства? Сегодня мы также заняты внедрением инновационных технологий обучения, информатизацией учебного процесса, без которой невозможно расширение самостоятельной работы учащихся, переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов. Только мобильное, современное аграрное образование способно стать во главе преобразований на земле и возрождения села.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter