Кто успел, тот и съел

Человек, живущий в одиночку, переплачивает за коммунальные услуги и ест больше других

Человек, живущий в одиночку, не только переплачивает за коммунальные услуги, но и ест больше других

Этот прием в мировой практике чаще всего используют студенты: поселиться вместе, чтобы разделить расходы на аренду и содержание жилья. Выгода в данном случае вполне очевидна и не подлежит сомнению. Но оплата услуг в складчину – не единственная возможность сэкономить. Как показывают исследования, люди семейные и на продукты питания зачастую тратят «с носа» меньше, чем проживающие в одиночестве. Например, хозяйка, которую дома ждут «голодные рты», купит тот же пакет молока, что и заглянувший в магазин холостяк. При этом оказывается, что отсутствие необходимости делиться возбуждает у людей хороший аппетит.

Так, согласно данным выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Белстатом, в 2009 году каждым белорусом съедено в среднем 82 кг хлеба и хлебопродуктов. Но при этом на «одиночек» приходится 104 кг, на семейных, но проживающих без детей — 91 кг, а на каждого члена семьи с детьми до 18 лет – 68 кг. Аналогичная ситуация с молоком и молочными продуктами (см. табл.). И это несмотря на то, что именно детскому организму йогурты и творожки особенно необходимы. В наших условиях медики рекомендуют человеку потреблять в год около 390 литров молока в любом виде, при этом взрослому достаточно наполнять свой рацион этими продуктами на 25 %, а вот для детей эта норма гораздо выше – до 50 %. Кроме того, одиноко проживающие люди обошли остальных и по другим позициям: съели намного больше яиц, картофеля, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий. «Здесь сказывается эффект совместного проживания, — объясняет начальник управления статистики уровня жизни населения и обследования домашних хозяйств Белстата Инна Коношонок. – Кроме того, среди одиноких людей много пенсионеров, которые едят больше хлеба и молочных продуктов». Этот тезис подтверждает тот факт, что в рационе проживающих в одиночку оказалось меньше мясных и рыбных продуктов, чем у взрослых людей, живущих семьями, но без детей. Что касается домохозяйств, где есть несовершеннолетние, то на их столах котлеты или куриные ножки присутствуют в несколько ограниченном количестве.

Справедливости ради стоит отметить, что не только отсутствием эффекта совместного проживания можно объяснить хороший аппетит у одиноких людей. «Структура потребления продуктов питания очень подвижная, — поясняет начальник управления по работе с пользователями статистической информации – пресс-секретарь Белстата Виктор Михно. – Выросли цены на мясо – люди начинают больше потреблять молока. В течение года мы эти изменения хорошо видим». Очевидно, что в немалой степени потребительская активность определяется и уровнем достатка. Домашние хозяйства, которые состоят из одного человека, реже других попадают в разряд малообеспеченных: людей с доходом ниже бюджета прожиточного минимума в этой группе всего 0,8 % от общего количества (общереспубликанский показатель – 3,7 %). Далее следуют домашние хозяйства без детей – 2 %, семьи с одним ребенком – 4,6 %, с двумя и более детьми – 12,6 %. По-разному выглядит и структура потребительских расходов у домохозяйств с разным составом. Так, одинокие люди, а также семьи пенсионеров меньше тратят на покупку непродовольственных товаров – около 27—28 % от всех потребительских расходов. При этом на питание у них уходит большая часть – примерно 45—50 %. Семьям с детьми приходится оставлять больше денег в непродовольственных магазинах – около 38 % от всех потраченных на потребительские нужды. Соответственно, доля расходов на закупку провианта у них гораздо ниже – чуть больше 38 %. Домашние хозяйства без детей занимают серединную позицию: тратят на продукты питания 41,1 % от своего потребительского бюджета, на товары непродовольственной группы – 33,8 %.

Кроме того, на статистике потребления хлеба, молока, мяса и овощей людьми, принадлежащими к домохозяйствам разного типа, отражается их возможность отобедать или отужинать вне дома (эта строка в таблице не учтена). Например, семьи без детей могут чаще позволить себе сходить в кафе или ресторан. Что касается ячеек общества, в составе которых имеются школьники и детсадовские малыши, то здесь более скудный домашний рацион дополняют столовые детских заведений. Однако в целом по республике доля расходов на питание вне дома не слишком велика – 2,3 % от всех средств, потраченных на потребление.

-------------------------------------------

Совместный быт по-японски

В последнее время в Японии набирает обороты мода на коммунальные квартиры – к этому жителей Страны восходящего солнца располагает и желание сэкономить, и мода на социализацию. Операторы рынка жилой недвижимости реагируют на спрос, перестраивая старые дома и многокомнатные квартиры под запросы клиентов, и это приносит им более высокий доход. На сегодняшний день таких домов в японской столице около 600, и растущие цены на недвижимость только способствуют появлению новых. Здесь стало вполне обыденным явлением, когда совершенно чужие друг другу люди переезжают под общую крышу и делят между собой кухню, холодильник, гостиную, ванную комнату и туалет. Своя у обитателей таких жилищ только спальня, зачастую совсем небольшая. Случается, что жить бок о бок начинают и знакомые между собой люди, объединенные общими интересами: например, служащие одной компании. Жизнь на условиях совместного проживания ранее не была присуща японцам, поэтому и в языке еще нет понятия, аналогичного русскому «коммуналка». Однако экономический спад, снижающиеся зарплаты, особенно у молодых служащих, делают эту идею популярной. Сегодня разделять жилье с другими готовы не более 3—5 % нынешних 20—30-летних японцев, но со временем таковых станет больше, считают эксперты. Ориентирами оценок служат США, в университетских городах которых доля жилищ для совместного проживания достигает 70—80 %, и Европа, в частности Германия, где этот рынок оценивается в 20 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter