Кто «стотысячник» — покажет протокол

Николай Лозовик: Отдельные инициативные группы работали на грани фола

Сегодня завершается сбор подписей в поддержку того или иного претендента в кандидаты на пост президента Республики Беларусь

Прокомментировать ход избирательной кампании на нынешнем этапе «Р» попросила секретаря Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николая ЛОЗОВИКА.

— Николай Иванович, можно ли уже делать какие-то выводы: кто стал «стотысячником»?

— Пока преждевременно говорить о результатах сбора подписей. Тем более что, как правило, основной поток подписных листов сдается в последний день. Действительно, многие инициативные группы заявляют, что они уже набрали по сто тысяч подписей. Возможно, так оно и есть. Но я пока бы не стал это комментировать. Ведь лучшее заявление то, которое подтверждено документально. Официально подтвердить, кто из выдвиженцев набрал 100 тысяч подписей, мы сможем тогда, когда закончится процесс выдвижения, то есть все подписные листы будут сданы в территориальные избирательные комиссии.

Технология такова. Инициативные группы сдают подписные листы в территориальные комиссии. Комиссиям отводится десять дней для их проверки. Сначала проверяется 20 процентов от общего количества подписей. Если объем недостоверных превысит 15 процентов, будет проведена повторная проверка. На этот раз берется 15 процентов от общего количества, и, если суммарный объем недостоверных подписей за две проверки превысит 15 процентов от количества проверенных, все подписи, собранные в районе, будут аннулированы.

Может сложиться такая ситуация, что после проверки достоверности подписей первоначальные показатели в поддержку того или иного потенциального кандидата изменятся. 

 За время проведения кампании одной из инициативных групп ЦИК было вынесено предупреждение. Означает ли это, что остальные работали безупречно?

— Предпосылки для вынесения предупреждений возникали, и не раз. Ведь отдельные инициативные группы и их выдвиженцы работали буквально на грани фола. Тем не менее ЦИК стремилась максимально либерализировать процесс выдвижения кандидатов и зачастую снисходительно смотрела на попытки некоторых выйти за рамки закона. Наверное, такое отношение почувствовали все участники процесса. Мы даже просили местные власти создать максимально комфортные условия для работы всех инициативных групп, содействовать им по любым вопросам. В то же время видели, что порой под видом пикетов проводились политические митинги, граничащие с агитацией.

А то, что инициативная группа Владимира Некляева все-таки получила предупреждение, это только из-за допущенных вопиющих нарушений. Если бы мы не отреагировали, то это могло бы вызвать возмущение других групп, ведь установленные правила должны быть едиными для всех.

— Уже приступили к работе долгосрочные наблюдатели за выборами президента Беларуси. Каковы их отзывы о ходе кампании?

— Действительно, уже работают долгосрочные наблюдатели миссии СНГ. Они действуют по сложившейся технологии: во всех областях республики создают свои штабы, где анализируют ход избирательной кампании в каждом отдельном регионе. Отрадно отметить, что у них складывается хорошее впечатление о работе и местных властей, и территориальных избирательных комиссий. На сегодняшний день никаких замечаний от них не поступало.

В середине ноября в Беларусь приедут около 40 долгосрочных наблюдателей от миссии ОБСЕ. Если говорить о европейских структурах, мы приглашаем в страну наблюдать за выборами те из них, в которых состоит Беларусь.

Со всей ответственностью хочу заявить, что для всех наблюдателей будут созданы самые благоприятные условия работы.

— До 31 октября продолжается процедура выдвижения в состав участковых избирательных комиссий. Какие организации наиболее активно выдвигают в них своих представителей?

— Так уже сложилось, что наиболее активны в этом общественные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. В состав комиссий могут также выдвигаться и представители политических партий. Значительно либерализирована процедура выдвижения, а потому никаких проблем тут не возникает. К примеру, политические партии и другие общественные объединения могут выдвигать представителей в комиссии, не имея нижестоящих структур. Эта норма появилась в законодательстве в начале нынешнего года.

Однако предвижу, что какие-то недовольства могут возникнуть тогда, когда уже будет сформирован состав участковых избирательных комиссий и кого-то в него не включат. Думаю, не имея каких-то серьезных замечаний по ходу избирательной кампании в целом, оппоненты власти воспользуются возможностью хотя бы на этом этапе заявить, что где-то ущемляются чьи-то права. Хотя априори в данном случае никаких ущемлений быть не может. В Избирательном кодексе записано главное требование — не менее одной трети членов участковой избирательной комиссии должно состоять из партий и общественных объединений, а государственных служащих в ней должно быть не более одной трети. Практика местных выборов показала, что повсеместно это требование выполняется. В то же время законодательство не содержит прямого указания, что политические партии при формировании комиссий имеют какие-то преференции. И это справедливо. Ведь не всегда та или иная партия представляет интересы широкого слоя населения. Некоторые из них, как мы видим, оторвались от народа и ведут какую-то кулуарную деятельность, не понятно в чьих интересах… В то же время есть общественные объединения: молодежные, женские, профсоюзные, ветеранские, которые представляют интересы большого числа граждан. Поэтому давать преференции только по партийной принадлежности было бы неправильно. Точно так же неправильно было бы отстранить политические партии от участия в участковых комиссиях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter