Кто старое потянет...

На перестройку промышленности Беларуси потребуется до $ 90 млрд

Какими прорывными идеями предстоит наполнить новую промышленную политику Беларуси?

На протяжении долгих десятилетий белорусская промышленность успешно развивалась как «сборочный цех» большого государства. Однако ныне стало очевидным, что эта «площадка» как физически, так и морально устарела. Под эгидой Минэкономики полным ходом идет подготовка новой программы развития промышленного комплекса на период до 2020 года. В подтверждение значимости этого документа можно привести несколько цифр. Так, сегодня промышленность обеспечивает около 30 % отечественного ВВП, более 90 % экспорта и является работодателем для четверти экономически активного населения страны. Таким образом, новая стратегия фактически определит будущую конкурентоспособность всей белорусской экономики.

Первый из готовящихся документов — концепция программы — уже представлен на суд общественности. Здесь кратко изложены такие вопросы, как нынешнее состояние промпроизводства в Беларуси, цели его развития, инструменты и механизмы реализации, финансовое обеспечение и ожидаемые результаты. В частности, упоминается, что самой важной нерешенной проблемой остается низкая производительность труда: по данному показателю в обрабатывающей промышленности республика более чем в 4 раза отстает от среднеевропейского уровня. В качестве внутренних ограничителей роста названы неэффективная отраслевая и технологическая структура комплекса, громоздкая система госуправления (включает 8 министерств и концернов), слабая кооперация отечественных предприятий с международными компаниями. На устранении этих и ряда других недостатков и предполагается сосредоточить основные усилия.

Разработчики концепции ожидают, что активная индустриально-инновационная политика позволит вдвое сократить разрыв по уровню производительности труда с европейскими странами. 

Таким образом, к концу 2020 года на одного работника промышленности Беларуси будет приходиться не менее $ 30 тыс. валовой добавленной стоимости в год. Для полномасштабной реализации промышленной политики потребуется до $ 90 млрд., из которых 35—37 % — собственные средства организаций, 33—35 % — иностранные источники, около 30 % — кредиты банков.

Тот факт, что концепция промышленной политики увидела свет, уже большой шаг вперед, считают эксперты. Однако многие воспринимают этот документ лишь как исходную точку для дальнейшей дискуссии. «Это ошибочный посыл — отставать от стран Европы по производительности труда не в 4, а только в 2 раза. О какой конкурентоспособности можно в таком случае говорить?! — высказывает свою точку зрения профессор Института непрерывного образования БГУ, заместитель председателя РОО «БНПА» Георгий Гриц. — Надо в целом менять комплексную систему экономики, переходить с низкой добавленной стоимости на высокую». «А зачем рассматривать производительность труда как основную идею? Это вообще частный вопрос», — продолжает разговор академик НАН Беларуси Петр Никитенко. По его мнению, одним из краеугольных камней новой промышленной политики может стать кластерный подход: «Вот, например, у нас вырисовывается агропромышленный кластер — впервые за долгие годы развития здесь подобрались и кадры, и технологии, и научный потенциал».

Прорывных идей, которые бы могли вывести промышленный комплекс Беларуси на новый уровень, в концепции нет, считает председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин. «Документ ориентирует на модернизацию, но по-прежнему речь идет о том, чтобы ввозить в страну комплектующие из России и прибавлять свои «пять копеек». Нет прорыва, высокой цели, не хватает смелости отказаться от ненужного и сосредоточиться на ключевых моментах», — говорит эксперт. По его мнению, в программном документе должны быть отражены, помимо кластерного подхода, такие идеи, как субконтрактация, развитие логистики, бережливое производство…

Еще один важный момент: концепция промышленного развития Беларуси, несмотря на бурную интеграцию в рамках ЕЭП, не согласована с аналогичными документами наших партнеров — России и Казахстана. «Решение о ЕЭП правильное, но в самом документе анализа процессов, проходящих на территории России и Казахстана, нет, — говорит Петр Никитенко. — Например, несколько лет назад мы проводили исследование и выяснили, что РФ запланировала создать более 100 предприятий, которые станут конкурентами белорусских». Эта проблема частично решается путем вкладывания капиталов за рубежом, открытия там производств по сборке отечественной продукции, и этот процесс уже идет. Однако в концепции эта стратегия не отражена. Не дает она ответа на вопрос, как смогут белорусские предприятия изыскать немалые средства на реализацию новой промышленной политики. Ведь их вклад в общем $ 90-миллиардном «пироге» — самый значительный. Не подведена основа и под приток иностранного капитала в экономику.

Обсуждая концепцию, начальник Главного управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Юрий Чеботарь заметил: «Мы хорошо представляем, в каком состоянии наша промышленность. Но как двигаться от проблем к достижению эффективности? Пока предложений в рабочую группу не поступало». Надо полагать, что дискуссия по поводу новой промышленной политики продолжится на самых разных уровнях. На сегодняшний день ее разработчики на основе концепции готовят очередной документ — программу развития промышленного комплекса. Следующим шагом станет, видимо, разработка нормативно-законодательных актов, необходимых для реализации новой политики.

Однако есть мнение, что к столь серьезному процессу необходимо подключать более широкий круг экспертов. Например, Георгий Гриц предлагает использовать мировой подход и привлекать международные институты и известных экспертов — хотя бы для анализа разработанных документов и для консультаций. «Для обсуждения «рыба» есть, но надо вести разговор о концептуальном подходе», — считает Петр Никитенко. «Мозговой штурм» помог бы прописать в программе промышленного развития до 2020 года четкие и ясные посылы, которые определят конкурентоспособность отечественной экономики на ближайшую перспективу. И эти посылы должны быть, с одной стороны, весьма амбициозными, но в то же время реалистичными и достижимыми.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter