Кто сказал, что третий – лишний?

ПОСЛЕ вступления России в ВТО и снижения пошлин на ввоз молочной продукции, белорусские производители все острее чувствуют приток конкурентов на рынке соседей. В январе, к примеру, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, объемы поставок из-за пределов Таможенного союза по молоку выросли там на 12,2 процента, сыру и творогу — на 15,3 процента, маслу сливочному — примерно в два раза.

Казахстанский вектор белорусского молочного экспорта

ПОСЛЕ вступления России в ВТО и снижения пошлин на ввоз молочной продукции, белорусские производители все острее чувствуют приток конкурентов на рынке соседей. В январе, к примеру, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, объемы поставок из-за пределов Таможенного союза по молоку выросли там на 12,2 процента, сыру и творогу — на 15,3 процента, маслу сливочному — примерно в два раза.

Для защиты интересов государств, входящих в Таможенный союз, коллегия ЕЭК своим решением от 5 февраля увеличила ставки ввозных таможенных пошлин для третьих стран с 15 до 20 процентов в отношении сливочного масла, молочных паст, прочих жиров и масел, изготовленных из молока, а также по творогу и отдельным видам сыров. Через 30 календарных дней после официального опубликования документ вступит в силу.

Большие надежды наши молочные холдинги возлагали на совместную коллегию аграрных ведомств Беларуси и России, которая прошла в Минске. Стороны обсуждали квоты поставок сельхозпродукции в 2013 году. Мы, конечно, надеялись, что благодаря Таможенному союзу получим определенные преференции и увеличим поставки молока на российский рынок. Однако удалось лишь закрепить достигнутое в минувшем году, когда при квоте 3700 тысяч тонн молочной продукции было экспортировано 4160 тысяч. Теперь договорились на 4110 тысяч тонн.

Производство молока в России стабилизировалось и во всех категориях хозяйств в 2012 году составило 31,9 миллиона тонн, что на 271,2 тысячи тонн больше уровня 2011-го. На 1 января там насчитывалось 20 миллионов голов КРС, в том числе коров — 8,9 миллиона. Отрасль идет в направлении модернизации и интенсивного развития. Российское руководство вкладывает значительные средства в ее поддержку. На последнем заседании комиссии Правительства РФ по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов обсуждался вопрос о выделении животноводам 15 миллиардов рублей. Планируется, что эта компенсация затрат, связанных с негативным влиянием прошлогодней засухи и подорожанием кормов, будет произведена сельхозпроизводителям уже в первом квартале 2013 года. Получив такое вливание, они не станут взвинчивать закупочные цены на свою продукцию. А значит, российское молоко может быть дешевле белорусского.

Но даже если мы выдержим конкуренцию, то при запланированном увеличении производства молочной продукции, проблемы с ее сбытом в 2013 году останутся. Для их решения отечественным молочным холдингам, видимо, следует внимательнее присмотреться к рынку третьего участника Таможенного союза.

В Казахстане сегодня лишь начинают развивать молочную отрасль. После развала Союза ставку там сделали на частное фермерское хозяйство. К тому же в последние годы приоритеты отдали мясному скотоводству. В республике значительно сократилась территория для выпаса. Фермеры бьют тревогу — им нечем кормить животных. Большая часть земель вспахана, на бывших пастбищах выращиваются пшеница и картофель.

«Платить пастухам за выпас на удаленных территориях мы не в состоянии, — жалуется жительница одного из аулов Рыстыбала Аубакирова. — А работать за малые деньги в жару и холод они не соглашаются. Там вода очень плохая, соленая. Скот не хочет пить, молока мало, невыгодно. И пастбищ совсем нет».

Из-за нехватки сырья цена молочных продуктов на прилавках Казахстана намного выше, чем в Европе. Только в январе 2013 года по сравнению с предыдущим месяцем она выросла на 3,6 процента. В то же время загруженность мощностей перерабатывающих предприятий по производству обработанного молока составляет 47, сливочного масла — 38 процентов. Сказываются низкое качество, сезонность производства, неразвитость системы заготовки, транспортировки и хранения сырья, высокий уровень износа основных средств.

«В Казахстане зимой очень мало молока, а летом, наоборот, излишки, поэтому отечественные производители вынуждены в зимнее время работать на восстановленном сырье, — отмечает заместитель исполнительного директора Молочного союза страны Лидия Михеева. — Зачастую его просто не хватает. Некоторые предприятия даже вынуждены менять линейку продуктов, чтобы молока хватило на востребованную продукцию. Молочное производство — не сверхдоходная отрасль, наши предприятия работают с рентабельностью не выше 3—5 процентов».

Производители объясняют высокую цену на молоко в супермаркетах низкой окупаемостью бизнеса. «Стоимость сырья растет постоянно, — говорит управляющий директор компании «Тетра Пак Центральная Азия» Михаил Камышный. — Если в Германии пакет молока в магазине стоит 55 евроцентов, то у нас оно в два раза дороже. Государством разрабатываются хорошие программы для поддержки сельского хозяйства, но, к сожалению, из них мало что реализуется. Надо учитывать, что проекты в сельском хозяйстве длительной окупаемости. Средний молочный завод мощностью 30 тонн продукции в сутки требует до 20 миллионов евро вложений и окупится не раньше, чем через семь-восемь лет. Поэтому многие предприниматели считают такой бизнес слишком рискованным и малорентабельным».

По словам Камышного, снижение стоимости казахстанского молока — процесс болезненный, но конкуренция заставит бизнесменов завоевывать покупателя выгодными ценами. И действительно, уже сейчас некоторые производители пытаются заинтересовать крестьян и выделить преференции, обеспечить кормами, чтобы получать молоко на постоянной основе. «Вряд ли мы скоро сравняемся с Европой по доступности молока, но, думаю, в течение трех—пяти лет Казахстан увеличит объемы производства, и, соответственно, снизится цена готовой продукции», — отмечает управляющий директор компании.

Пока же в Казахстане надаивается 5300 тысяч тонн молока в год, а перерабатывается всего 1300 тысяч тонн. Доля импорта сыра и творога, к примеру, составляет, 60, сливочного масла и маргарина — около 40 процентов (по данным Казагромаркетинга). В целом ежегодный объем завозимой молочной продукции достигает порядка 60 миллиардов тенге (около 400 миллионов долларов).

О том, что в сложившейся ситуации наши молочные продукты востребованы на казахстанском рынке, наглядно свидетельствует статистика 2011 года. Именно они стали тогда самой весомой частью белорусского экспорта в эту страну в денежном выражении. Для сравнения: молока и молочных продуктов было продано на 97 миллионов долларов, шин — на 54,1 миллиона, тракторов и седельных тягачей — на 50,7 миллиона, грузовых автомобилей — на 39,4 миллиона долларов.

Молочный рынок Казахстана уже много лет показывает ежегодный рост реализации — в среднем в пределах 5 процентов, но стране еще очень далеко до европейских норм потребления на душу населения. А значит, перспектива для белорусских поставок достаточно оптимистичная. Главное, нашим молочным холдингам не упустить инициативу. Киргизы, соседствующие с казахами, не спят в шапку. Как сообщает пресс-служба Государственной инспекции по ветеринарной, санитарной и фитосанитарной безопасности этой страны, в апреле они могут начать экспортировать молоко и молочную продукцию в государства Таможенного союза. Казахстан уже провел инспектирование безопасности продукции киргизских молокоперерабатывающих предприятий. Окончательное решение будет принимать коллегия ЕЭК.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter