Кто шагает не в ногу?

Разные интересы К началу марта около 40 процентов автозаводцев изъявили желание быть членами нового профсоюза.
Разные интересы

К началу марта около 40 процентов автозаводцев изъявили желание быть членами нового профсоюза. К примеру, на заседании профкома первички, которое я наблюдал, при голосовании за эту реструктуризацию только один человек воздержался, а все остальные поддержали предложение о выходе из республиканского отраслевого профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ). Многие высказывали сожаление, что долго не решались на такой шаг, и говорили, что выйти из политизированного профсоюза нужно было еще 2 - 3 года назад.

Лидер АСМ Александр Бухвостов за это обрушился на автозаводцев с резкой критикой: оппозиционные газеты запестрели его публикациями, в которых инициативу рабочих он называл "принудительной". Впрочем, не стану повторять эпитетов в наш адрес, скажу только, как понимаю сам: его возмутила, по-моему, именно самостоятельность первичек, их желание думать по-своему, не подчиняясь воле вышестоящих старых структур. За проявленное непослушание господин Бухвостов грозит автозаводцам многими карами: и дирекция, дескать, нас в бараний рог скрутит, и в ходе приватизации рабочих, мол, обездолят, и международное профсоюзное движение предаст новый профсоюз МАЗа анафеме.

Я же думаю, что профсоюз наш и выживет, и окрепнет. Ведь, по большому счету, родился он на автозаводе почти 60 лет назад, когда иных руководителей ФПБ и на свете еще не было. Разные периоды были в его истории, но что касается традиций, то они есть, и лучший опыт прошлого поможет организации преодолеть нынешний кризис. Какая ошибка, спрашивается, породила этот кризис, брожение умов и начавшееся уже размежевание? Да та самая - профсоюз втянули в политику, произошла подмена целей, что доказывает и поступок бывшего лидера ФПБ Гончарика, который при поддержке вполне чуждых нам оппозиционных партий пошел кандидатом в Президенты.

Все, пожалуй, последние 10 лет крен этот усиливался. А я лично всегда считал: от того, что группа людей пошумит на площади или на стадионе о повышении зарплаты, денег в кассе предприятия не прибавится. Знаю, что в беседе с генеральным директором автозавода Бухвостов обещал, что в случае, если на МАЗе возникнет свой профсоюз, он организует бойкот продукции Минского автозавода на международном рынке. Вот тут как раз очень хорошо видно, у кого какие интересы: одним нужны политические дивиденды, другим - реализация машин, прибыль и из нее зарплата. Еще вспоминаю случай. Когда бастовали наши смежники, рабочие Ярославского моторного завода, то минские автозаводцы слали россиянам депеши с просьбой не срывать поставки, не останавливать наше производство, тогда как Бухвостов "в знак солидарности" призывал ярославцев "держаться до конца".

Почему за нас так крепко держатся, я отлично понимаю. Потому что только профсоюзная организация МАЗа ежемесячно перечисляла на расчетный счет республиканского отраслевого АСМ миллионы рублей. Теперь эти деньги ускользают, а с ними и влияние, и авторитет. Но мы-то их сдавали на кропотливую каждодневную работу по защите наших прав и решение социальных задач. Жаль, что не слышали руководители ФПБ, что говорили рабочие, когда профкомы первичек пошли собирать взносы по ведомости. В массовом порядке люди отказывались сдавать деньги, и лавиной хлынули накопившиеся и наболевшие вопросы: "Кому?", "Зачем?", "На какие дела?" Именно это общее настроение и предшествовало решению, что называется, идти своим путем.

Георгий ФИЛОНЧИК, ветеран Минского автозавода.

По собственному желанию

В нашем цехе 14 марта прошла профсоюзная конференция, высказавшаяся за образование своего заводского профсоюза. Касательно заявлений А.Бухвостова в прессе хочу сказать: ни начальник нашего цеха М.Журавлев, ни начальник участка А.Пантелей никакой агитации в пользу вступления в новый профсоюз не вели. Должен заметить, что еще год назад я и 5 моих товарищей по бригаде вышли из состава старого профсоюза. Приведу лишь два мотива, которыми мы руководствовались: членство в профсоюзе носит формальный характер и сводится к уплате взносов; профсоюзные лидеры занимаются политическими играми, а не отстаиванием интересов трудящихся. Сегодня прежние проффункционеры пытаются подчинить своему влиянию обновляющиеся организации. Но что мы от этого выиграем? Да, профсоюз рабочим нужен, но какой? На этапе реорганизации очень важно, по-моему, выбрать таких людей в профкомы, для которых забота о наших интересах будет на первом месте.

Сергей СЕМЕНОВ, слесарь механосборочных работ цеха платформ и сварных узлов Минского автомобильного завода.

Проблема с длинной бородой

Проблему с порядком уплаты взносов сейчас обсуждают как неожиданную или подают как надуманную. Я с этим не согласен. На самом деле она очень давняя. Я уже работал сменным мастером на производстве, когда ввели практику вычета взносов через кассу. Меня это и тогда возмущало, почему ввели такой, без преувеличения, тоталитарный порядок: поступил на работу - сразу высчитывают. Позже отменили и профсоюзные билеты, куда вклеивали марки на уплаченную сумму. Учет членских взносов стал формальным, мы перестали понимать, что, куда и кому отдаем. Перестал действовать принцип самоуправления добровольной организацией. Идет, допустим, профсоюзная конференция, просят голосовать за тот или иной важный социальный вопрос, а полномочные ли делегаты участвуют - и не поймешь. Ни у одного делегата нет билета. Получалось обыкновенное рабочее собрание, которое проводит администрация предприятия. Так эта подмена укоренилась и вошла в традицию.

Не желая мириться с этим "автоматическим членством", я еще в 80-е годы, работая главным инженером, пошел в бухгалтерию и заявил, что не хочу, чтобы из моей зарплаты удерживали взносы. И что вы думаете? Мне отказали. Я обратился к юристу, написал заявление в суд. Этот документ и возможность судебного разбирательства прекратили-таки произвол. Как бы в порядке исключения меня освободили от далеко не добровольной финансовой поддержки организации, которая, на мой взгляд, уже тогда потеряла доверие, во всяком случае, лично мое.

Нелишне, думаю, напомнить сейчас, когда страсти кипят, что эта проблема - с большой бородой. Ее замалчивали, загоняли противоречие внутрь, вот она спустя годы и обострилась до того, что стала предметом самого широкого обсуждения. И нужно с этим разобраться теперь: как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Аркадий ПУЧКОВ, Витебск.

Право делиться своей зарплатой

Коллектив Могилевского мясокомбината первым в городе вышел из своего отраслевого профсоюза. Рабочие, с которыми довелось беседовать, говорят, что "это раньше профсоюз оказывал существенную поддержку - и путевки можно было получить, и материальную помощь. А что сейчас? Ничего. Единственным "правом" члена профсоюза осталась уплата членских взносов. Надоело содержать людей, которые утверждают, что вроде бы защищают наши права".

Предприятие тем не менее без профсоюзной организации не осталось. На общем собрании коллектива решено создать свой профсоюз. Договорились не собирать членские взносы, но при необходимости получать материальную помощь - из фонда потребления предприятия. Каждое заявление на помощь предлагается рассматривать в коллективе: рабочие совместно с представителями администрации по каждому обращению вынесут вердикт.

Об акции протеста, которую "старые" профсоюзы планируют провести 28 марта, работники Могилевского мясокомбината слыхом не слыхивали - узнали о ней от... корреспондента "СБ". И лишь развели руками - мол, "это очередная политическая афера, в которую пытаются втянуть рабочих"...

Павел МИНЧЕНКО, "СБ".

Выжидательная позиция

Корреспонденту "СБ", обзвонившему ряд предприятий Брестчины, на вопрос: "Выйдут ли на улицу члены профсоюза 28 марта?" - неизменно отвечали: "Если акция разрешенная, то подумаем". Такая осторожность объясняется не только нежелательностью конфликта с властями, но и чувством собственной вины. Не у всех профсоюзных организаций хватит совести требовать от правительства обещанной 100-долларовой зарплаты, когда предприятия, которые не в состоянии сбыть производимую продукцию, вынуждены отправлять в неоплачиваемые отпуска рабочих и служащих. Такая ситуация на "Цветотроне", электромеханическом и других заводах.

Кое-где после изменения порядка сбора профвзносов ряды членов профсоюза поредели. Выбывшие мотивируют свои поступки нежеланием отдавать часть своей зарплаты неизвестно кому, но в то же время выражают озабоченность ослаблением социальной защиты: считают, что собратья по профессии напрасно оставляют свои полномочия в руках профчиновников. В колхозе имени Куйбышева Жабинковского района, например, уже решили отмежеваться от районной профорганизации, а свою работу строить на основе собственных собранных взносов.

Федор МУХА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter