Кто не рисует — тот не рискует

Еще вчера во Дворце искусства вовсю шаманили артисты и художники. А сегодня опять пришли давно и, судя по всему, надолго облюбовавшие это место продавцы меда...

Еще вчера во Дворце искусства вовсю шаманили артисты и художники. А сегодня опять пришли давно и, судя по всему, надолго облюбовавшие это место продавцы меда... Сколько бы ни признавался директор дворца Александр Зинкевич в своей нелюбви к продуктам пчеловодства, ароматы меда и колбасы витают под сводами этого здания не реже запаха свежих красок. А порой и смешиваются — художественные выставки частенько проходят здесь одновременно с выставками–продажами популярных товаров. Увы, более эффективного способа содержать свой огромный дом Белорусский союз художников пока не нашел. Хотя, надо отдать ему должное, уже готов на многое, чтобы привлечь в залы Дворца искусства не только ценителей недорогих шерстяных носков и других полезных телу и желудку предметов. Даже на риск готов... Впрочем, духовные поиски и эксперименты, без которых настоящее искусство не возникает, — всегда риск. И для художника, и для его зрителя. О чем почти месяц честно предупреждали афиши фестиваля «Дах–Жах–11», проходившего здесь одновременно с другими выставками большого республиканского фестиваля искусств «Арт–сегмент».


Почти на месяц под крышей Дворца искусства наш андерграунд получил трибуну и одновременно — судилище. Как того и следовало ожидать, среди зашедших на огонек (окна дворца светились и в сумерках, почти каждый вечер свои представления там устраивали музыканты, перформеры, поэты, кинематографисты) нашлось немало таких, кто заклеймил все увиденное немудреным словом «барахло». А кто–то возвращался сюда снова и снова. Чтобы заново открыть для себя космические абстракции Родина, обнаружить, что трэш–арт Фалея — не просто мусор, и даже очень молодые художники искренне стремятся найти что–то свое, никого не копируя. Да и Клинова с его монументальными работами из соломы не в поле и не на фото в интернете до сих пор видели немногие. И трава в выставочных залах нигде еще не росла так привольно, ежедневно наполняя новым содержанием не одни арт–объекты...


Кстати, словосочетание «актуальное искусство» здесь не звучало. Современное, андерграундное, даже «ненеэкспериментальное» — такие определения, по мнению самих авторов пяти выставочных проектов «Арт–сегмента», больше подходят для их некоммерческого творчества. Хотя некоторые работы, выставленные на «Дахе», его гости могли лицезреть лишь в первые дни после вернисажа — только теперь нестандартное искусство не сняли, вняв возмущенным замечаниям публики (что еще недавно было обычным делом для минских галерей), а просто... украли. По этому поводу, конечно, можно много чего сказать, но ограничусь одним замечанием: мусор не крадут. А первое впечатление, как известно, бывает обманчивым — если в нагромождении холстов, фоторабот и инсталляций кто–то так и не увидел смысла, так это потому, что и не пытался увидеть.


Безусловно, идея «Даха» аккумулировать вокруг художников неформальных поэтов и музыкантов великолепна. Когда–то именно так и возникали действительно новые стили и жанры искусства... Конечно, виртуоз Сергей Летов (брат лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, кстати) мог приехать в Минск и сам по себе, устроить уютный концерт где–нибудь в «Граффити» или «Лисьей норе». Но получился настоящий интеллектуальный взрыв, когда Летов в нестандартном интерьере среди интуитивной живописи вступил в импровизированный музыкальный диалог с нашим «Князем Мышкиным»... Именно таких открытий и ждут от искусства. И наша публика уже не спешит так категорично клеймить тех, чьи способы самовыражения выглядят непривычными и непонятными. Даже когда оттуда, из дворца, выполз странный человек с лицом, испачканным краской, и попытался «сдвинуть мир» прямо у подножия крыльца (перформанс проводился в знак протеста против закрытия берлинского выставочного центра «Тахелес», где прошел первый из «Дахов»), никто из прохожих не возвысил свой голос в знак возмущения. Напротив, и молодежь, и весьма солидные с виду господа, даже бабушки, за руки которых цеплялись малолетние внуки, с любопытством наблюдали за этим арт–балаганом... А ведь сколько открытий начиналось с любопытства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter