Кто богаты, те и рады

Карьера предпринимателя ведет к душевному опустошению.
Карьера предпринимателя ведет к душевному опустошению.

Представляете ли вы нашу жизнь без бизнеса? Лично я - уже нет. Муж работает в частной фирме, шурин содержит пяток торговых точек, мама каждое утро спешит в коммерческий аптечный киоск. Но если я кого-либо из них спрашиваю: "Как дела?" - то помимо беглого "нормально" что-либо услышать удается крайне редко. Ибо в действительности слишком много в этой профессиональной среде обстоит ненормально.

"Видишь, - разоткровенничался однажды шурин, - ту полупьяную тетку, что собирает бутылки. Она - никто. Как и я. Хотя кормлю пять семей, не считая своей, плачу налоги, арендную плату. Но если завтра кому-то наверху что-то не понравится, меня не будет на рынке, и никакой суд не поможет. Потому-то, когда приходит проверяющий, я напрямую спрашиваю, сколько надо "зеленых", и представь, мы мирно расходимся. С другой стороны, езжу на добитой "кляче", на работу надеваю самые старые кроссовки и спортивный костюм. Потому что менее удачливые коллеги по рынку тихо ненавидят всех, кто преуспел. И я дипломатично не подогреваю это чувство обновками".

Скажете - преувеличение? Да нет! Фактически то же говорят представители предпринимательских союзов, и не только они. Наше предпринимательство, заявила недавно председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Татьяна Быкова, оторвалось от крупных предприятий, оказалось на обочине экономики.

Вот какие жизненные коллизии стоят за этим определением. Написавший в "СБ" предприниматель из Могилева, например, с прошлого сентября никак не может добиться получения в органах местной власти ни лицензии на частные перевозки, ни хоть какого-либо завалящего маршрута. Он готов возить людей вдвое дешевле, чем другие, но, пока обивает пороги, выгодные направления перевозок постепенно подминает под себя более "влиятельная" фирма.

Или еще история. Предприниматель из Костюковичей пытался окультурить "челночную" торговлю российским хлебом, но продержался лишь несколько месяцев. Его киоск был признан не соответствующим санитарным нормам и демонстративно демонтирован. Не потому ли, что стал бельмом на глазу местного хлебозавода, более дорогой и менее вкусный хлеб которого резко потерял спрос.

Но верх чиновничьего произвола произошел недавно в одном из сельских районов. Заместитель председателя райисполкома прилюдно разорвала выданную предпринимателю торговую лицензию, заявив, что она, мол, фальшивая. Полагаете, дама лишилась места? Ошибаетесь. Ее непосредственный начальник - глава местной "вертикали" резюмировал: "Эти жулики (читай: предприниматели) захватили треть оборота в районе, продают несертифицированный товар, укрывают налоги и еще хотят строить магазины в деревнях. Мы не позволим этого!" Здесь ретивые начальники думают, конечно, не о людях - о себе. Кому они будут нужны, если лишатся возможности "разрешать-запрещать". А по закону, одному для всех, мы еще жить не научились.

Городской бизнес, по словам президента Белорусского союза предпринимателей Александра Потупы, захлестывают поборы. "Никто не смеет не только отказаться, но даже открыто роптать. Отказ чреват внеочередной проверкой, потерей торгового места и т.д." По скромным подсчетам союза предпринимателей, в прошлом году "благотворительность" обошлась бизнесменам примерно в 5,5 миллиона долларов.

Что интересно, подобные жалобы - не редкость. И лично я не припомню ни одного вразумительного аргументированного ответа от местных властей - мол, неправда, клевета это. Так что, как говорится, действительно факты имеют место? Все же думаю - молчание людей компетентных и ответственных тут не лучший знак. Ведь такая обстановка в итоге предопределяет мотивы и стиль поведения предпринимателей. Очевидно - их реакция на окружающую действительность вряд ли будет конструктивной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter