Крючки и закорючки

Браконьеры пытаются свести счеты с помощью анонимок

Браконьеры пытаются свести счеты с Мозырской межрайинспекцией охраны животного и растительного мира с помощью анонимок

Участь пойманного с поличным браконьера незавидна. Даже одна рыбешка во время нереста может обернуться солидным штрафом. А если за незаконным промыслом попадется известный чиновник — вдобавок и клеймом позора. Случается, страсти вокруг того или иного дела не утихают даже после решения суда. Месть браконьеров бывает весьма изощренной и, скажем так, нестандартной. В этом на собственном опыте недавно убедились сотрудники Мозырской межрайинспекции охраны животного и растительного мира.

С начала года в межрайинспекцию зачастили проверки. У проверяющих из Гомеля и Минска на руках были жалобы, пришедшие по почте в Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси. Обвинения в них содержались более чем серьезные — Мозырская межрайинспекция якобы покрывает браконьеров, присваивает незаконно выловленную рыбу... Под отдельными жалобами стояли имена, фамилии, подписи, другие были анонимны.

Вот краткое содержание одной из жалоб. 1 февраля на реке Мытве в деревне Конотоп Наровлянского района собралось много рыбаков: из-за заморов рыба сама шла им в руки. Однако сотрудники межрайинспекции якобы не предпринимали никаких мер, не брали даже пробы воды для анализа на содержание кислорода.

Оставить без внимания такие факты в Госинспекции, естественно, не могли. В Наровлю срочно выехали сотрудники Гомельской областной инспекции охраны животного и растительного мира и первым делом попытались найти шестерых местных рыбаков, чьи подписи стояли под текстом жалобы. Но не тут-то было. Один «жалобщик» давно переехал из Наровли и никак не мог быть на рыбалке 1 февраля, другой числится в категории граждан без определенного места жительства. Третий и вовсе… умер два года назад. В итоге оказалось, что ни один из шести «авторов» жалобу подписать не мог. Тем не менее комиссия провела проверку, опросила настоящих свидетелей. Картина стала потихоньку проясняться.

1 февраля в деревню Конотоп, действительно, съехалось много рыбаков. Председатель Наровлянского райисполкома Валерий Шляга лично позвонил начальнику Мозырской межрайинспекции Владимиру Логимахову и попросил его вместе с рейдовой группой выехать на реку Мытву. Еще до его прибытия сотрудники ГАИ на выезде из деревни начали проверять машины. Всего же в тот день инспекторы оштрафовали пятерых рыбаков, которые либо наловили рыбы сверх нормы, либо пользовались запрещенными орудиями лова. А изъятая рыба (всего 21 килограмм) была отправлена в торговую сеть Мозыря.

Проверка установила, что участники рейда в тот день также брали пробы воды для кислородного анализа. Непонятным для ревизоров осталось лишь одно — кто автор жалобы, ни один факт из которой не подтвердился.

А вот фабула другой жалобы, которая была направлена в Администрацию Президента Беларуси. 1 декабря прошлого года на озере Старуха в Наровлянском районе (территория Полесского государственного радиационно-экологического заповедника) был задержан житель Мозыря. В его лодке якобы находились спиннинги и две щуки. Однако сотрудники Мозырской межрайинспекции, пишет анонимный автор, ни снасти, ни рыбу не изымали и протокол не составляли. Дескать, прикрывали своего хорошего знакомого.

В этой истории разбирались уже специалисты из Минска. Изучив документы и опросив свидетелей, они пришли к выводу, что с позиции Мозырской межрайинспекции охраны растительного и животного мира не было никаких оснований привлекать гражданина к ответственности, поскольку ни рыбы, ни снастей в его лодке не оказалось. В итоге мозырянин лишь заплатил штраф за то, что находился без разрешения в зоне отчуждения. Кстати, немалый: минимальный штраф за это нарушение 10 базовых величин.

Другие жалобы-анонимки содержали и вовсе, казалось бы, вопиющие факты: сотрудники межрайинспекции, дескать, разъезжают по дорогам пьяными, сообщают «избранным» браконьерам, когда и где будут проходить рейды… Кому выгодно распространение небылиц?

— Думаю, неспроста в анонимках приводятся факты, якобы имевшие место именно в Наровлянском районе, — считает Владимир Логимахов. — Несколько месяцев назад на территории заповедника мы задержали за незаконную рыбалку двух граждан, один из которых занимал достаточно высокую должность в одном из госучреждений района. Факт получил огласку, по данному нарушению состоялся суд, а чиновник вдобавок к тому лишился должности. Его же компаньон продолжает работать в госструктуре. Есть у меня смутные подозрения, что анонимки каким-то образом связаны с тем громким делом. Может быть, изобличенные браконьеры пытаются таким образом свести с нами счеты?

К слову сказать, Мозырская межрайинспекция в последние годы считается одной из лучших в стране. 350 протоколов, составленных в прошлом году за незаконную рыбалку, охоту, вырубку леса, — тому подтверждение. Инспекторы конфисковали у браконьеров более тонны мяса и рыбы, инициировали более 25 уголовных дел, в тех случаях, когда ущерб природе превышал 40 базовых величин.

— С другой стороны, есть у этой некрасивой истории и поучительная сторона, — рассуждает Владимир Федорович. — Подобные проверки напоминают, что наша служба находится на виду. Любой поступок инспектора может стать поводом для серьезного разбирательства. Вывод напрашивается один: служить надо только закону и работать так, чтобы совесть перед людьми была чиста.

-----------------------------------

Прямая речь

Вячеслав РОГАЛЬ, начальник Гомель­ской областной инспекции охраны животного и растительного мира:

— Наши проверки доказали, что анонимные жалобы на сотрудников Мозырской межрайинспекции — это попытка дискредитировать службу, морально надломить наших сотрудников. Кроме того, сами проверки отнимают уйму времени и сил. Увы, месть браконьеров сегодня стала весьма распространенным явлением. Иногда строчить анонимные жалобы им помогают даже бывшие наши сотрудники, уволенные за те или иные нарушения. Бывает, доходит и до прямых угроз. Но на эффективности нашей работы это не должно сказаться никоим образом.

-----------------------------------

P.S.

А знаете почему в начале февраля на Мытве было настоящее столпотворение? Сом, придушенный малым количеством кислорода в Припяти, шел к свежей воде. А здесь его ждали охочие до наживы люди. Несчастную рыбу драли, иного слова не подберешь, живодерами (огромный крючок на толстой леске) в количествах, далеко выходящих за пределы разумного.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter