Крутой маршрут

Им может стать обычная поездка в соседний город, если в качестве транспорта вы выберете маршрутное таксиМожно ли считать современным транспортом «добитую», грязную и холодную маршрутку, за проезд в которой к тому же приходится платить такие же деньги, что и в приличном авто? В поисках ответа на этот, сформулированный читателями «НГ» вопрос наш корреспондент отправилась на автотранспортное предприятие. На корреспондентский пункт «Народной газеты» в Гомеле обратилась читательница Евгения Захаровна Гулевич: – Помогите разобраться в проблеме, – сказала она. – На прошлой неделе мне по служебным делам пришлось отправиться в командировку в Калинковичи. За билет до райцентра на маршрутке Гомель–Ельск заплатила 17 тысяч рублей с небольшим хвостиком. Обратно возвращалась проходящей маршруткой Пинск–Гомель, билет стоил на четыре тысячи дешевле, чему я была немало удивлена.

В обеих машинах, отметила пассажирка, было до 14 посадочных мест. Расстояние, если использовать лексику школьных задач, машины преодолели за одинаковое время. Степень комфортности одной и другой Евгения Захаровна по пятибалльной системе оценила одинаково невысоко – на «три с плюсом» или, если с натяжкой, – на «четыре с минусом». И потом, посетовала женщина, в салонах было одинаково холодно, а на дворе – зима, минусовая температура. Два-три часа езды в неподвижном состоянии – и насморк обеспечен.
Им и закончилась деловая поездка для Евгении Гулевич. 
– Почему же такая разница в стоимости проезда? – спрашивает она. – Не потому ли, что микроавтобус до Калинковичей был заполнен наполовину, а обратный – полностью? Тогда получается, что перевозчик за счет пассажиров решает свои финансовые проблемы? Другого объяснения, рассуждает читательница, просто нет.
Но справедлив ли такой подход?
На такие ценовые особенности при автотранспортных пассажирских перевозках, да и на их качество, безусловно, обращали внимание многие из нас, задаваясь теми же вопросами, что и читательница. За комментарием корреспондент “НГ” обратилась на РАУП “Гомельоблавтотранс”.
Заместитель начальника отдела перевозок Ирина Басенкова пояснила, что основным документом, который регламентирует формирование стоимости проезда, как и другие аспекты в этом деле, являются Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совмина Беларуси 30 июня 2008 года. Что до конкретики, то определяющим фактором цены билета на маршруте является тариф, применяемый в зависимости от вида сообщения, то есть обычный он, скоростной или экспресс. В данном случае, заметила Ирина Николаевна, движение по маршруту Гомель—Ельск организовано в скоростном режиме, предусматривающем на расстоянии 120—240 километров не более трех промежуточных остановочных пунктов. Отсюда и более высокая стоимость билета. Маршрут же Пинск—Гомель из разряда обычных, потому и дешевле.
Влияет на стоимость билета и комфортность транспортного средства. На вопрос корреспондента, как ее определить, специалист в качестве основного критерия назвала наличие в автобусах мягких откидных сидений. Значит, правильно наша читательница Евгения Захаровна обе свои поездки оценила как “не очень мягкие”.
Что же касается температурного режима в салоне, то однозначных указаний относительно того, при какой температуре нас должны доставлять к месту назначения, нет. Да, водителей настраивают на то, чтобы они включали отопление. Только они не сильно “настраиваются”, что и отметила наша читательница. А специалист-механик, к которому корреспондент “НГ” обратилась за консультацией, отметил, что холод в салоне может объясняться элементарно — неисправностью системы отопления. И если с водителя не сильно за это спрашивать, то он и сам будет кутаться в куртку, и пассажирам придется ежиться, время от времени шевелить деревенеющими ногами. Но одно дело, если поездка занимает час-полтора, хотя и это немало, и совсем другое — если два-три часа и больше. За это время в холодном салоне можно основательно подзамерзнуть. Общеизвестный факт: техника прогревается при движении, но это происходит, если система отопления исправна.
И еще. Стоимость проезда, оказывается, не зависит от того, едем ли мы в многоместном автобусе или в маршрутке с ограниченным количеством мест. Главное, повторим, вид сообщения.
В выходные дни поездка может обойтись нам дороже, чем в будни, хотя и здесь за основу берется вид сообщения. Автопредприятиям не возбраняется прибегать к такой практике, но все должно быть согласовано с местными властями. Кстати, все тарифы на пригородных перевозках в обязательном порядке утверждаются на уровне области, на междугородных — в Министерстве экономики.
На Гомельщине, уточнила Ирина Басенкова, практически нет примеров формирования стоимости проезда с учетом дня недели. Отсутствует и такой вид сообщения, как экспресс. Объясняется это экономической нецелесообразностью. По этой же причине редкость и экспрессное сообщение на межобластном уровне.
Безусловно, необходимо отдать должное нашим транспортникам, создавшим за последние годы в стране разветвленную устойчивую систему пассажирских перевозок и старающимся максимально выдерживать расписание. Примечательно, что парки пополняются современной техникой. В отличие от частных водители государственных транспортных предприятий реже попадают в ДТП, а это значит, что в их коллективах ставку делают на профессионалов, обеспечивая надлежащий контроль за их работой. Тем не менее всем нам очень хочется, чтобы вслед за становлением системы наши транспортники, занятые на пассажирских перевозках, двигались в направлении качества. И уж коль сегодня они скрупулезно считают средства, чтобы рационально выстроить свою деятельность в эпоху глобального кризиса, то и пассажир желает за свои кровные получить соответствующий комфорт. В конце концов, в XXI веке живем! Нельзя забывать и о том, что за проезд в автобусе и маршрутке мы все же платим больше, чем, скажем, за проезд по железной дороге. Значит, определения и уточнения требуют и критерии формирования цены на билет: с учетом времени нахождения в пути и той же комфортности. И это уже задачка для республиканских органов.

А как в вашем городе и населенном пункте, дорогой читатель, организованы пассажирские перевозки? С какими проблемами приходится сталкиваться? Предлагаем поделиться на этот счет своими мыслями и опытом, продолжить обсуждение начатой сегодня темы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter