Крути педали

Велоспорт, о котором сегодня пойдет речь в очередной серии нашего «Олимпийского алфавита», имеет статус самой, пожалуй, разнообразной дисциплины...

Велоспорт, о котором сегодня пойдет речь в очередной серии нашего «Олимпийского алфавита», имеет статус самой, пожалуй, разнообразной дисциплины. В нем заключены два определяющих, но совершенно разных вида — шоссейные и трековые гонки, которые, в свою очередь, делятся еще на несколько подвидов (кейрин, гит, скрэтч, омниум и т.д.). Во всем этом пестром многообразии мы и попытаемся сегодня разобраться.


Если ориентироваться на мировой рейтинг, то нет ничего более популярного на планете велоспорта, чем шоссейные супермногодневки. Самая известная и престижная, проводимая уже более ста лет, — «Тур де Франс», или, как ее еще называют, «Большая петля». Среди сонмища других этапов мирового тура особняком стоят еще две многодневки: «Джиро д’Италия» и испанская «Вуэльта» (все вместе они составляют так называемый «Гранд–тур»). Победить хотя бы на одном из этапов этих супергонок считается верхом спортивного совершенства, а уж стать обладателем главного приза — это все равно что Бога за бороду ухватить.


Впрочем, у нас шоссейные гонки особой популярности не снискали: нет в Беларуси ни своей профессиональной команды, ни серьезных соревнований. А жаль. Потому что последние результаты наших гонщиков ясно говорят о том, что перспективы в этом направлении в стране совсем неплохие.


Зато велотрек — это наше все. Благодаря Наталье Цилинской этот вид в Беларуси стал активно культивируем и даже обзавелся собственным домом — шикарным треком, равных которому в мире немного. Отсюда растут и олимпийские перспективы. На последнем чемпионате мира, который состоялся в марте, Ольга Панарина и Татьяна Шаракова завоевали два «золота» — в гите и гонке по очкам. Но радость от этого все–таки неполная, потому что обе эти дисциплины — неолимпийские.


Для разговора по душам на тему велоспорта как такового был выбран Леонид Любезников — один из первых тренеров совсем недавно нашумевшего на просторах Италии Константина Сивцова. Леонид Степанович в велоспорте съел собаку, самолично организовал в поселке Коммунар велошколу, на которую приезжают сегодня посмотреть журналисты со всего мира как на чудо, вывел в свет не одного мастера и успешно продолжает работать с молодежью. Кому как не ему рассказать нам о том, что такое велоспорт и что нам с ним делать?


— Леонид Степанович, Константина Сивцова вы знаете как облупленного, так что первый вопрос вам такой: его недавние подвиги на «Джиро д’Италия» обусловлены прежде всего природной одаренностью или работоспособностью?


— Только совокупностью этих качеств, по–другому в велоспорте не бывает. Знаете, я всегда говорю всем своим ученикам без исключения: самый главный талант — это умение трудиться. Это важно во всех видах спорта, но в велоспорте особенно. Чтобы выиграть, здесь нужно прежде всего одержать победу над собой. Сивцов талантом трудиться обладает в полной мере. Помню его еще пацаненком. На велосипеде на тренировку приедет, нужные километры на занятиях намотает и обратно тем же способом: я–то в поселке Коммунар жил, здесь и оставался, а Костя — мимо, дальше, в родную деревню Узу. И так каждый день. Вроде мелочь, но из таких мелочей и состоит характер. Да и не каждый такой график выдержит.


— Знаю, в велоспорте популярно изречение: каким допингом ишака ни корми, все равно быстрее лошади не побежит...


— Меткая фраза, с которой полностью соглашусь. Но она, однако, не решает проблему допинга, которая в велоспорте сегодня стоит очень остро. И чтобы решить ее, нужны жесткие меры. Особенно к тем тренерам, которые уже на детском уровне используют для достижения целей запрещенные препараты. Таких нужно не просто увольнять, а судить. За себя я могу сказать смело: никто из моих воспитанников допингом не пользовался, Сивцов и Кириенко всего добились собственными силами.


— Так я, собственно, не к тому, я к способностям. В велоспорте — это что? Сильные ноги, хорошие легкие...


— Для шоссейных гонок — выносливость. Велоспорт — это тяжелый вид спорта, успех в котором обусловлен тяжелой, монотонной, изнурительной работой. Возьмите «Джиро д’Италия» — два десятка этапов, горы, жара...


— А как натренировать эту выносливость?


— Надо много ездить, по–другому никак.


— А горная практика? Как победить Альберто Контадора, если он всю жизнь в Пиренеях тренируется, а у нас из всех гор самая высокая — Дзержинская, 345 метров над уровнем моря...


— Вот тут как раз и важны природные данные. Костя к тому же определенное время в Мозыре готовился, а там местность холмистая, сложная. Но если говорить конкретно об успехах Сивцова, то ему очень много дала работа с заслуженным тренером СССР Александром Кузнецовым. Костя к нему попал в совсем юном возрасте, лет в 18 — 19, и задержался на два года. За это время очень вырос в профессиональном плане, прошел хорошую горную подготовку. Александр Анатольевич дал Сивцову больше, чем все остальные наставники, с которыми он работал, и это надо признать.


— Вы можете определить по ребенку, кем ему лучше стать: шоссейником или трековиком?


— Могу, но не с ходу, конечно, нужно определенное время: проверить паренька, посмотреть на него в деле, желательно — на треке, а потом решить. Хотя и на шоссе многое становится ясно. Ярко выраженные скоростно–силовые качества больше способствуют работе на треке. Хотя часто тренеры «ломают» детей, пытаясь из шоссейника сделать трековика или наоборот. А здесь необходимы тонкий подход и отбор. Как в ГДР было в свое время. Там до определенного возраста не занимались с детьми спортом, они практиковали физкультуру. А потом смотрели по задаткам и распределяли по видам спорта.


— В Беларуси кем престижнее быть: шоссейником или трековиком?


— Я понял ваш вопрос с подвохом и отвечаю откровенно: у нас — трековиком.


— А в мире, насколько я знаю, эти две дисциплины даже рядом ставить некорректно: шоссе и трек сегодня — это как «Формула–1» против соревнований картингов...


— Так и есть, но у нас своя кухня. Гоняться на треке в Беларуси выгоднее, что тут говорить. На треке гораздо ниже конкуренция, следовательно, шансов выиграть чемпионаты мира или Европы, завоевать медаль на Олимпийских играх, а вместе с ней получить и премиальные, стипендии значительно больше, чем на шоссе. Там все куда сложнее, пробиться в лидеры невероятно сложно, и для того чтобы выйти на уровень Сивцова, нужно проделать очень большой и долгий путь.


— А вы, кстати, Сивцова как нашли?


— Его высмотрел Виктор Столбыко. Когда фактически на пустом месте в поселке Коммунар мы создали велошколу, детей где–то надо было брать, верно? Вот и ездили по всему району, просеивали детишек из ближайших деревень. Так и Костя попался в наши сети.


— На что вы сразу обратили внимание в нем?


— Он хотел заниматься, и это было видно. А когда выиграл юношеское первенство страны в индивидуальной гонке, привезя второму месту секунд 40 преимущества, стало ясно, что парень будет ехать. И он в том же году на чемпионате мира среди юниоров стал пятым. А это очень приличный результат.


— Как вы думаете, наступит время, кода Беларусь на «Джиро д’Италия» и других престижных веломногодневках выступит собственной командой, состоящей из своих гонщиков?


— Думаю, что нет.


— Пессимистично, зато честно. Говорят, что пессимист — это хорошо осведомленный оптимист. Обоснуйте.


— Вы же видите, что творится сейчас с экономикой... И в лучшие–то времена не сильно верилось в радужные перспективы белорусского велоспорта. А сегодня... Хотя лично я считаю, что профессиональная взрослая команда нам сейчас и не нужна.


Важно поступательное движение, а его обеспечить может только команда андеров (спортсменов до 23 лет). Это гораздо бюджетнее и даст большой толчок в развитии велоспорта в стране. Ведь именно на этом возрастном отрезке у нас пропадает очень много талантливых гонщиков. Они просто покидают спорт, не находя для себя дальнейшей перспективы. Из юниоров в 18 — 19 лет они уже вышли, а до профессионалов еще не дотянули. Больше податься некуда, вот и заканчивают карьеру. Многие пытаются ехать в Италию, Францию, но там есть свои ребята, а чужих нигде не ждут. Сивцов, к слову, тоже много лет потратил, чтобы выбиться в лидеры. Ему 29 лет, вроде опытный профессионал, а в роли первого номера команды оказался впервые. Недостаток наработанных ощущений лидера сегодня не позволяет ему выступить еще более удачно. Всю свою карьеру он больше возил других, а не работал на себя. Андеровская команда как раз и могла бы снять все эти проблемы. У нас очень много сильных ребят. Они видели бы свет в конце тоннеля, знали бы, ради чего так долго и упорно пашут. Уверен, это привлекло бы очень много детишек в секции велоспорта.


— А сколько нужно платить такому андеру?


— Думаю, что за тысячу долларов с перспективой пробиться в профессионалы пацаны работали бы, работали и работали. Это лучше, чем в 20 лет закончить карьеру и пойти работать детским тренером за полмиллиона рублей. А если сравнить с доходами хоккеистов или футболистов, то тысяча долларов — это, согласитесь, совсем небольшие деньги. Ведь вы же понимаете разницу между Константином Сивцовым и, скажем, кандидатом в мастера спорта по хоккею, который играет в минском «Динамо». Но при этом сравнение не заслуг, а зарплат здесь далеко не в пользу Сивцова, который относится к элите велоспорта. Такой перекос никак не идет на пользу всему белорусскому спорту.


— Хороший велосипед сколько стоит?


— В районе пяти тысяч долларов. Если действительно хороший.


— У вас в коммунарской школе много хороших велосипедов?


— Хороших, тех, о которых мы говорим, нет вообще. Но нам они, по большому счету, и не нужны — это агрегаты для профессионалов, на них у нас ездить некому. Предел мечтаний для нас — это велосипед тысячи за полторы–две. Иногда получается раздобыть такой, но чаще — нет.


— Дороже трековый или шоссейный?


— Шоссейный дороже, конечно. Там тормоза, переключения передач и еще много тонкостей. А трековый? Рама, цепь, передняя и задняя звездочки. Все.


— Просто, как велосипед. А что же минский мотовелозавод никак не освоит выпуск таких велосипедов?


— Они пытаются, но на выходе — дорого. Нам выгоднее купить бывший в употреблении велосипед зарубежной фирмы, чем новый наш. Увы, соотношение цены и качества у отечественных моделей далеко от идеального.


— Вы — детский тренер. Скажите, ваша жизнь и работа улучшилась после того, как в Минске построили трек?


— Понимаю, к чему вы клоните. Я тоже слышал разговоры, что, мол, потратили на строительство много денег, не окупается... Но польза от трека очевидная и неоспоримая. Там проводится много соревнований, можно приехать и провести сбор, детишек поучить. Раньше у нас в стране всего 20 — 30 человек умели по треку ездить, а теперь даже соревнования невысокого уровня — областные, например, собирают несколько десятков участников. Я и сам со своими учениками на треке регулярно бываю: раз — два раза в месяц стабильно приезжаем.


— А кроме того, где вы тренируетесь и сколько километров со своими учениками в день наматываете?


— В марте обычно всегда в Крым выезжаем, чтобы силовую подготовку поднять, а так в Гомеле дорог хватает, проблем особых нет. К тому же где–то год назад у нас появилась новая велобаза в училище олимпийского резерва. А километраж? Километров 70 — 80 в день наматываем. Если тренировки объемные, то и в пределах ста. Для юношей и юниоров этого достаточно.


— Тяжело.


— И практически каждую неделю при этом соревнования. А это еще более высокие нагрузки.


— А зимой?


— Велостанки, кроссы, силовые упражнения, лыжи.


— Давно хотел спросить, а почему в женском шоссе, кроме Зинаиды Стагурской — земля ей пухом, в Беларуси больше никого не было и нет?


— Женское шоссе не имеет столь большой популярности ни у нас в стране, ни в мире. Хотя мне очень жаль было потерять Ольгу Гаеву, к примеру. Талантливейшая спортсменка, воспитанница нашей школы, она в 19 лет на чемпионате мира девятой стала. Но девчонка есть девчонка, подвернулся нормальный вариант, вышла в Италии замуж и прекрасно себя чувствует. Была еще девочка из Жлобина — тоже уехала и не вернулась. Грех их винить. Вот была бы у нас женская команда, были бы в ней и талантливые гонщицы. А так какой спрос?


— Наталья Цилинская смогла бы стать хорошей шоссейницей, как вы считаете?


— Нет.


— Так категорично?


— У нее были великолепные скоростно–силовые функциональные данные, и Наталья их прекрасно реализовала на треке. На шоссе такие люди успехов не добиваются, там другая физиология, другие данные. Вот поэтому так и важна система отбора. Преследование и групповая гонка на треке, к примеру, — это уже ближе к шоссе.


— На что наша белорусская сборная может рассчитывать на Олимпиаде?


— Я думаю, что до медалей мы вряд ли доедем. Возможно, Ольга Панарина что–то сумеет показать. Раньше пробовал себя, и довольно успешно, в треке Василий Кириенко — чемпион мира–2008 в командной гонке, но сейчас я не уверен, что он захочет отбираться на трек. В шоссе у нас есть целая группа хороших гонщиков, но одно дело — многодневная гонка, а другое — Олимпиада. Там один день и совершенно другая специфика. Кириенко и Сивцов в спринте несильны, и это очень сильно уменьшает их шансы. Единственный из этой когорты, кто склонен к финишному рывку, — Женя Гутарович, но здесь вступает в силу принцип командной борьбы. Итальянцы, французы, немцы выставят команду из шести человек и будут работать на одного. Обыграть их при таком раскладе шансов практически нет.


— В велоспорт сегодня много детей идет заниматься?


— С этим сложно. Чтобы оторвать детей от компьютеров, им нужно что–то дать взамен. А наша нищета к тому не располагает. Посудите сами: ребенок идет заниматься велоспортом, романтически настроен, а оказывается в подвале. Нет ни формы нормальной, ни велосипеда. Как его увлечь? Придет домой, маме с папой расскажет, что там сырой подвал и больше ничего нет, какое будет отношение родителей?


— Самый великий велогонщик на ваш вкус, кто он?


— Трудно сказать. В свое время — это Эдди Меркс, сейчас Контадор блистает. В чем сила Контадора? Вряд ли вам кто–то определенно ответит на этот вопрос. Он, кстати, старый соперник Сивцова, они еще по юниорам сражались. Испанец, конечно, выигрывал, но Костя бой давал. Может, Контадор — гонщик от Бога, а может, настолько хитер, что до сих пор на допинге не попался. Трудно сказать, время даст ответ.


— Есть такое понятие, как «техника езды на велосипеде»?


— Конечно, и это очень важно. Вот недавно разбился бельгиец Воутер Вейландт. На спуске с горы Пассо дель Бокко он заложил слишком крутой вираж, задел на огромной скорости педалью стену и, пролетев около двадцати метров, ударился головой о рельс безопасности, а затем об асфальт. Всякое бывает, но владение велосипедом должно быть на очень высоком уровне. Когда идет гонка со спуском, виражи, а скорость достигает 80 — 90 километров в час, тут без техники никак не обойтись.


— Что вы объясняете детям, когда берете их к себе в группу?


— Главное, их увлечь, заинтересовать. Я и молодым тренерам говорю: не надо из детей чемпионов готовить, сделайте так, чтобы было интересно. Это сложно, но только достигнув этой первостепенной цели, можно приступать к серьезным тренировкам. А у нас часто за год, за два стремятся сделать из ребенка чемпиона области, нагружают его и тем самым гробят талант.


— А вы сами как в велоспорт пришли?


— Случайно и поздно. В 10–м классе друг привел. Он ушел, а я остался. Потом поступил в Гомельский университет, окончил его и пошел работать.


— А свою знаменитую коммунарскую школу как организовали?


— В 1976 году в Буда–Кошелево строилась бройлерная птицефабрика. Мне, молодому тренеру, предложили заняться спортивной составляющей. Так потихоньку и создал в прилегающем поселке Коммунар школу велоспорта. Сборная нашей деревни на республиканской спартакиаде даже призовые места брала.


— А сейчас перспективные ребята есть?


— В Коммунаре нет. А в Гомельском училище олимпийского резерва, где я сегодня тоже работаю, имеются. В Бресте вот недавно спартакиада спортивных школ прошла, так на олимпийский юношеский фестиваль отобрались двое парней из Гомельской области: один из Речицы, второй из нашего училища. При том, что всего в команде трое спортсменов. Тяжело, но сражаемся. Детские тренеры, как им тяжело ни приходится, результат дают. Обидно, что потом способные ребята теряются, не видя дальнейших перспектив. Эх, нам бы андеровскую команду создать...


УНИКУМ


Эдди Меркс по праву считается одним из величайших велогонщиков всех времен. Он родился в 1945 году в Бельгии и является обладателем нескольких велосипедных рекордов, некоторые из них не побиты до сих пор. О его авторитете говорит прозвище — Каннибал, которое он получил за свою спортивную «прожорливость», стремление выиграть каждую гонку, в которой принимал участие. Меркс за свою длинную карьеру выиграл несметное количество стартов, в том числе одержал 11 побед на всех трех супервеломногодневках. Достижение, установленное Эдди Мерксом в Мехико в 1972 году, где в часовой гонке он установил мировой рекорд — проехал


49 км 431 метр, держалось до 2000 года. Все эти годы техника не стояла на месте, что еще яснее указывает на уникальность этого достижения. В 2000 году в Манчестере англичанин Крис Бордмэн проехал на 10 метров дальше. В настоящее время Меркс проживает в пригороде Брюсселя и является владельцем фабрики велосипедных рам.


Цветовая дифференциация на «Тур де Франс»


Желтая майка — лидер общего зачета.


Зеленая майка — награда лучшему велосипедисту в зачете по очкам (лучшему спринтеру).


Гороховая майка (в красный горошек) — отличительная майка велогонщика, лидирующего в горных этапах.


Белая майка — это майка, присуждаемая лучшему молодому гонщику в генеральной классификации. Обладатель должен быть в возрасте до 25 лет на 1 января года, в который проводится гонка.


Красный номер — приз самому агрессивному велогонщику в виде белого номера на красном фоне на спине его майки. Жюри, состоящее из 8 членов (в том числе спортсмены и журналисты), после каждого этапа решает, какой гонщик проявил боевой дух больше всех.

 

Доска почета


Владимир Каминский. Чемпион Олимпиады в Монреале–1976 в командной гонке на шоссе. Чемпион мира 1977 года.


Олег Логвин. Чемпион Олимпиады в Москве–1980 в командной гонке на шоссе. Серебряный призер чемпионата мира 1981 года.


Наталья Цилинская. 8–кратная чемпионка мира, бронзовый призер Олимпиады в Афинах–2004 в гите на 500 метров.


Дисциплины и шансы


Трековые гонки


Командная гонка преследования (Гонка на определенную дистанцию, старт в которой производится с противоположных сторон трека и победителем в которой становится команда, догнавшая своего соперника или показавшая лучшее время. Основным считается положение 3–го гонщика. Именно по нему хронометрируется время.)


Мужчины: нет.


Женщины: Татьяна Шаракова, Оксана Попко, Алена Дылько. На медаль рассчитывать вряд ли приходится, так как сильного третьего номера в команде нет.


Спринт (Гонка на 2 или 3 круга, в которой принимают участие от 2 до 4 гонщиков. Победитель — гонщик, показавший лучшее время.)


Мужчины: нет.


Женщины: надежда на Ольгу Панарину, которая на чемпионате мира в этой дисциплине стала 4–й.


Командный спринт (Соревнование, состоящее из серии заездов на дистанцию в три круга, в которых две команды, состоящие из трех человек, соревнуются друг с другом. При этом каждый участник должен лидировать один круг, после чего он выбывает из гонки. Победитель — команда, показавшая лучшее время.)


Мужчины: нет.


Женщины: нет.


Кейрин (Дистанция составляет 2 км или 8 кругов. Первые пять с половиной кругов гонщики следуют за специальным «разгоняющим» мотоциклом. Мотоцикл сначала следует со скоростью 25 км/ч, постепенно разгоняется до 45 км/ч и за два с половиной круга до финиша уходит с трека. Победителем является гонщик, первым пересекший финиш.)


Мужчины: нет.


Женщины: Ольга Панарина. На последнем чемпионате мира в этой дисциплине она стала 2–й.


Омниум (Медали в омниуме разыгрываются по результатам заездов в пяти дисциплинах: спринте, скрэтче, индивидуальной гонке преследования, гонке по очкам и гите.)


Мужчины: нет.


Женщины: Татьяна Шаракова. На последнем чемпионате мира Татьяна заняла 5–е место.


Шоссейные гонки


Групповая гонка


Мужчины: Константин Сивцов, Бронислав Самойлов, Евгений Гутарович, Александр Кучинский (предположительно).


Женщины: нет.


Раздельная гонка


Мужчины: Василий Кириенко (предположительно).


Женщины: нет.


Белорусы в гонках «Гранд-тура»-2011


Василий Кириенко, Бронислав Самойлов — команда «Мовистар» (Испания)


Александр Кучинский — команда «Катюша» (Россия)


Константин Сивцов — команда «Хай Роуд» (США)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter