Кругом колеса

Отчитываясь перед коллегией КГК, рассмотревшей имеющиеся в отрасли недостатки, министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой подчеркнул, что вскрывшийся негатив необходимо оценивать в общеэкономическом контексте.
Отчитываясь перед коллегией КГК, рассмотревшей имеющиеся в отрасли недостатки, министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой подчеркнул, что вскрывшийся негатив необходимо оценивать в общеэкономическом контексте.

Действительно, у колеса начала нет и нет конца... Что, кстати, контролеры учитывали, когда анализировали, по каким экономическим ухабам катится оно сегодня.

Транспорт - понятие, безусловно, социальное, поскольку отрасль является элементом жизнеобеспечения населения. Как она выглядит в этом качестве? За один только 2001 год в более чем 640 населенных пунктах перестали курсировать междугородные и пригородные автобусы. Не пересевшая на собственные четыре колеса деревня передвигается на лошадях, велосипедах или на своих двоих. Автобусный парк изношен: почти 80 процентов машин откатали более 10 лет. Жителю любого города не надо напрягать воображение, чтобы представить себе картинку на остановке в час пик. За последние лет 15 объемы реконструкции дорог уменьшились почти на 45 процентов, а мостов - в 9,2 раза. Езда по выбоинам дорожного полотна напрямую бьет но шаровым опорам и рессорам личных авто и - опосредованно - по кошелькам их владельцев.

Историческую тенденцию спада негоже, конечно, "вешать" на министра М.Борового, поскольку срок его руководства отраслью невелик. Но он, по мнению председателя Комитета госконтроля А.Тозика, достаточен для того, чтобы выработать действенное отношение к тем управленческим недостаткам, которые лежат на поверхности.

Дублирование функций - так определили контролеры одну из болезней отрасли. Еще в период "расцвета застоя" наплодили подразделений дорожного хозяйства, а теперь эти структуры простаивают незагруженные, бездарно проедая средства дорожного фонда и местных бюджетов. Еще "диагноз": деньги расходуются нерационально. Тендеры на ремонт дорог не приживаются, импортная техника закупается чрезмерно дорогая, в избыточном количестве приобретаются автомобили для руководства (за 2001 год - 48 легковушек, притом за счет фонда, предназначавшегося на финансирование программ по предупреждению ДТП). Еще штрих из серии ложно понимаемых рыночных отношений. Государственная, стратегическая, социально значимая отрасль нанимает содержать и ремонтировать мосты ЗАО "Стрела". Фирма не имеет промбазы и оборудования, арендует все это у подразделений Минтранса (например, у "Бреставтодора"), и под фронт работ подрядчику перекачивают сотни миллионов рублей из республиканского дорожного фонда. (Что характерно, директором фирмы работает Б.Довгяло - бывший зам.генерального директора "Бреставтодора".)

Так что большая и не очень приятная картина составляется из "мелочей".

Замечено, что обычно дискуссии, возникающие на заседаниях коллегии КГК (когда объект исследования имеет аргументы против предъявляемых ему критических выводов), как раз вращаются - как колесо на втулке - вокруг вопроса о том, определяют ли в целом состояние отрасли зафиксированные бесхозяйственность, нераспорядительность, расточительность и прочие типичные явления. Чтобы получить верный ответ, требуется глубокий комплексный анализ контекста, но это уже функция министерства, а не госконтроля.

Объективности ради следует упомянуть, что картину жизнедеятельности отрасли министр дополнил, приводя позитивные факты. В их числе - отсутствие долгов по зарплате, снижение убыточности подразделений, рост экспортных услуг и другое. Такова динамика текущего года.

И последнее. В стране 5,5 миллиона человек пользуются пассажирским автотранспортом на льготных условиях и бесплатно. Роскошь для экономики непомерная, невыносимая для отрасли, но, увы, привычная для пассажиров и общественность не возмущающая. Чтобы пересмотреть такое положение вещей, понадобилось бы внести поправки более чем в 100 нормативных актов. А в сознание сколько нужно внедрить поправок, чтобы понять разорительную роль огромного количества узаконенных транспортных "зайцев"? Страдая от этого "нашествия" на свои прибыли, работники отрасли тем не менее сами же первыми - как пассажиры - ездят без оплаты... Вот и судите после этого, с чего что начинается и где заканчивается.

Досье "СБ"

: В результате проверки Министерства транспорта и коммуникаций и подведомственных ему организаций предъявлено экономических санкций на 3.235,5 миллиона рублей, 10 тысяч долларов, 524,2 тысячи российских рублей и 5,7 тысячи евро. К административной ответственности привлечено 118 человек, которые оштрафованы на сумму 8,7 миллиона рублей, в том числе 107 должностных лиц предприятий и организаций Минтранса на сумму 7,8 миллиона рублей. Департаментом финансовых расследований КГК по выявленным нарушениям возбуждено

8 уголовных дел.

Из сообщения пресс-центра Комитета госконтроля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter