Почему именно Турцию взрывают сегодня столь жестоко и беспощадно?

Кровавый пир

И вновь мы видим страшные кадры из Турции. Самый кровопролитный за этот год теракт — взрыв на курдской свадьбе в городе Газиантеп на юге страны — унес жизни 53 человек. Почти половина погибших — дети в возрасте до 14 лет. Бесчеловечное преступление. И прав президент Эрдоган, сказавший недавно в сердцах, что не дай бог странам ЕС столкнуться с подобным у себя. Турция ведет сегодня войну, которая грозит всем. Но почему именно ее взрывают сегодня столь жестоко и беспощадно?

Взрыв_2_b.jpg

Невозможно не заметить, что Турция превратилась в мишень, особенно в последние годы, когда повела свою активную политику на Ближнем Востоке. Устояв перед кризисом «арабской весны» 2011 года, эта страна, можно сказать, подхватила выпавшие бразды правления в регионе. И одновременно началось: взрывы за взрывами...

Между прочим, субботний теракт в Газиантепе произошел всего в 60 км от сирийской границы. И там, в 60 км южнее этого города, в северной Сирии, сейчас идут бои между боевиками «умеренной оппозиции» и ИГ за контроль над приграничным сирийским городом Аль–Рай. Судя по некоторой информации, турецкая артиллерия поддерживает «умеренных». Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган уже заявил о «вероятной» причастности к случившемуся в Газиантепе боевиков «Исламского государства».

Можно ли сказать, что именно этот враг является самым страшным для турков сегодня? Как ни странно, сейчас неважно, какой враг сильнее. Неважно, кто более всего опасен — игиловцы или местные террористы. Страшно то, что у Турции сегодня много соперников в регионе. И как следствие есть опасность для существования самого турецкого государства, которое просто вынуждено участвовать в ближневосточных делах.

Что собой представляет Ближний Восток, где ей приходится сегодня действовать? Это расползающееся лоскутное одеяло, которое рвется на наших глазах — одних государств почти нет, другие находятся в состоянии полураспада. Неизвестно, сколько продлится конфликт в Сирии. Неясно, выстоит ли САР в современных границах. Непонятно, как быть с курдами, которые все громче требуют себе государственности. Между прочим, и Дамаск, и Анкара опасаются, что следующая война будет с ними. Здесь нет постоянных друзей и врагов, а есть лишь ситуативные партнеры и конкуренты.

Ближневосточная политика сегодня крайне турбулентна. Но Турция не может позволить себе быть в стороне. Она активно участвует в сирийском конфликте, потому что иначе поступить не может. Там в том числе решается судьба и ее собственной государственности. Для Анкары ближневосточные дела — это именно насущные дела, от которых она не может уклониться.

Турция, начав неизбежные активные действия в регионе, разворошила осиное гнездо, от чего сейчас сама и страдает.

Но это не значит, что остальные могут спокойно оставаться в стороне и наблюдать, насколько ослабят террористы Турцию. Ведь если под этими атаками не выстоит Турция, то окончательно развалится и Ближний Восток. Тут, за сиюминутными альянсами и интересами, важно не утерять окончательно стратегию. А она одна — в укреплении суверенных государств, которые будут в состоянии противостоять экспансии «Исламского государства».

И в этом ключе Турция уже начала действовать стратегически. Недавняя встреча президентов Эрдогана и Путина — первый шаг к выстраиванию масштабной стратегии. Как отметил турецкий эксперт Тогрул Исмаил, «Исламское государство» представляет серьезную проблему и для Турции, где группировке симпатизирует около 8% населения, и для России, и двум странам нужны скоординированные действия. Ведь чем больше будут вытеснять боевиков ИГ с территории Сирии, тем больше их будет возвращаться в страны, откуда они вышли. В свое время стороны допустили ошибку — не были учтены или даже оговорены зоны влияния. Это привело к конфликту. Сейчас же в сирийском вопросе между Москвой и Анкарой налаживается взаимопонимание, и Турция более активно проводит свою политику в Сирии, но уже с учетом интересов России. Так, по крайней мере, оценивает ситуацию значительная часть турецкой элиты.

А если смотреть на происходящее в европейском контексте, то тут значение сильной, суверенной Турции трудно переоценить. Она сегодня находится на переднем фронте войны, угрожающей всей Европе, и платит за это большую цену.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 161 (25043). Вторник, 23 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter