Кризисный жанр

Гастрольный «чес» — явление не новое...

Гастрольный «чес» — явление не новое. Крупные артисты в сезон предпочитают гастролировать в курортных городах. Звезды помельче собирают прибыль в индустриальных центрах. Есть третья категория гастролеров. Они берут на себя трогательную заботу о провинциальном зрителе. Недорогие «феерические шоу» — удел сельских клубов, небольших домов культуры. Судя по афишам, которые я время от времени замечаю в поездках, эту делянку бодро окучивают российские и украинские коллективы. Выходит, выгодно! Очередную афишу я увидел в Василевичах Речицкого района. Написано, что «Столичный театр» (Киев) и «Интермьюзик» (Москва) представляют шоу для детей «Остров сокровищ». «Куклы–гиганты. Световая феерия. Спецэффекты». Такие же афиши появились и в других городах, в том числе и в Гомеле.


Я побывал на их представлении в Речице. Америку, конечно, не открыл. Технология подобных выступлений обкатана и эффективна. «Актеры» в нахлобученных на плечи головах узнаваемых мультгероев молча жестикулируют под фонограмму. Собственно, все. Из инвентаря — минималистские декорации, которые уместятся в «Жигули», восемь сценических костюмов и драгоценный диск со звуком.


Все сомнительные моменты сглажены, лишние сложности — ни к чему. В знаменитой пиратской песенке про «семнадцать человек на сундук мертвеца... и бутылка рому» ром заменен на колу. Экранные имена героев на всякий случай искажены — лишь бы не было проблем с копирайтом.


Сюжет заковырист, щеголеват и порой трудноразличим. Напомню, называется перформанс «Остров сокровищ». Поучительная история о добре и зле. Не знаю, какими препаратами подкармливали сценариста, но по итогам его трудов со сцены без устали жгли напалм. В роли старины Билли Бонса — белка из «Ледникового периода». Джима Хопкинса играет существо с головой Барта Симпсона и телом революционного матроса. Тут же (ну само собой) мельтешит черепашка–ниндзя. Плюс другие узнаваемые детьми мультгерои... Это отличный бизнес–план: какой инвентарь имеется — тот и использовать. Жаль, Стивенсон не видел это чудо...


Постановка вообще изобиловала свежими решениями. В середине путешествия на палубе возникает новый персонаж — пират Джек Не Робей (с головой Джонни Деппа, разумеется). Выяснилось, что он опоздал к отправлению, поэтому догонял судно вплавь. Такой смелый поворот вызван тем, что актеров всего четверо. Костюмов — восемь. И чтобы Джек Не Робей появился, кто–то должен уйти переодеваться. По этой причине другие персонажи под фантастическими предлогами (или без них) периодически выпадали из «контекста». Например, черепашку унесло течением.


Дети чистосердечно внимали новой трактовке классики. Послушно махали руками, кричали чайками и шумели, как прибой. Когда со сцены принялись бросать в зал два гимнастических мяча, спешили хоть раз прикоснуться к ним. А уж когда позвали перетягивать канат — радости не было предела. Интерактив, правда, длился недолго. Представление уложилось в 1 час 15 минут.


После хеппи–энда артисты объявили: желающие могут сфотографироваться с героями за 2 тысячи. Дети потащили родителей к сцене...


Что до обещанных феерии и спецэффектов... Вряд ли родился тот юрист, который возьмется утверждать, что вот это прекрасное во всех отношениях включение и выключение света не являлось световой феерией. И пусть бросит на сцену помидор тот, кто считает, что бережно расходуемый сценический дым — не спецэффект. Пьеса вышла на загляденье экономичная, антикризисная и вообще энергосберегающая.


Теперь о рентабельности. Затраты практически нулевые. Билет в Василевичах стоил 5.000 рублей. В Речице — от 6.000 до 8.000. В полупустом зале я насчитал 130 человек. Предположим, билет за 8 тысяч достался только мне. Итого — минимум 700 тысяч за час с небольшим. Минус аренда зала — как договорятся. Плюс по две безучетных тысячи за снимок. Плюс торговля светящимися рогами в фойе... «Интербригада» мобильна, неприхотлива, заинтересована в прибыли, не заморочивается на качестве. Выступили — ищи ветра в поле.


Я попытался хоть немного узнать об «артистах», которые безостановочно, квадратно–гнездовым методом дарят свое искусство людям. «Столичный театр» оказался учреждением столь солидным, что ни в одном театральном справочнике Киева я его не нашел. Не слишком афиширует себя и «московская» фирма «Интермьюзик». Ни адреса, ни захудалого телефона...


Кстати, полезно сравнить цены. В Гомельском цирке билет на полноценное представление стоит от 8.000 до 19.500 рублей. В Гомельском театре кукол — от 3.500 до 6.000.


...Посмотрев сие «феерическое шоу», я делаю простой вывод: профессиональные артисты вполне могут и должны составить предприимчивым «чесальщикам» качественную конкуренцию. Иначе нашу глубинку продолжат перепахивать полудикие «куклы–гиганты».


Компетентно


Директор Гомельского театра кукол Дмитрий Горелик:


— Я давно знаком с этим явлением. О качестве тут сложно говорить. «Москва» и «Киев»? А почему «Париж» не написали?..


Я убежден, что альтернатива есть. Из полутысячи спектаклей, которые в прошлом году дал наш театр, больше ста прошли на выезде, в районах. Кроме того, сельских школьников организованно привозили в Гомель. А почему подобный «чес» неинтересен государственному театру? Тут простой подсчет... У нас разные условия. Затраты этих гастролеров близки к нулю. Соответствующее и качество. Бороться с ними трудно. Мы же не можем позволить себе халтуру. У нас минимум 10 человек только на сцене работают плюс костюмеры, машинисты, монтировщики и так далее. Прибыли тут не получается...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter