Кривое колесо

Почему в Гродно «буксует» городской транспорт?

Почему в Гродно «буксует» городской транспорт?


На каждого третьего жителя Гродно, включая младенцев и стариков, приходится один личный автомобиль. Это самый высокий уровень автомобилизации в Беларуси. Вместе с тем город с 330–тысячным населением остро ощущает транспортную проблему: не хватает троллейбусов и автобусов. Значительная часть из тех, которые эксплуатируются, — отслужившие свой век старые, ржавые машины: одни могут запросто ударить пассажира током, другие оставляют после себя черный шлейф ядовитого дыма. Транспортники готовы хоть сегодня отдать эту рухлядь на свалку. Однако купить взамен новую технику им не позволяют средства. Как же быть?


Еще год назад транспортный вопрос в Гродно не был таким напряженным. Но после того как территория города с присоединением более двух десятков населенных пунктов увеличилась вдвое, техники для доставки пассажиров стало не хватать. Вдобавок с реконструкцией улиц и Старого моста движение заметно ускорилось. Неужели транспортные предприятия не в курсе проблем? Заместитель начальника Гродненского троллейбусного управления Юрий Нерод убежден, что единственный способ расширить сеть маршрутов — построить новое депо:


— Возможности нашего предприятия себя полностью исчерпали: вместо плановых 100 машин на линию выходит 131. Лет 12 назад нам выделили участок под новое депо, но дальше разговоров дело не шло. Вдобавок давно назрела потребность в обновлении парка. 45 машин подлежат списанию, их даже опасно отправлять на маршруты.


Где же выход? В Совмине к троллейбусной проблеме в Гродно отнеслись с пониманием. На днях утверждена Государственная программа обеспечения городов наземным электротехническим транспортом на 2009 — 2013 годы. Ее реализация позволит улучшить инфраструктуру, расширить маршрутную сеть. На линию выйдут троллейбусы с пониженным уровнем шума, более экономичные и безопасные. В Гродно через 4 года появится не только второе депо, но и свыше 60 новых троллейбусов, оборудованных электронными компостерами.


— Сейчас же работаем в убыток: только за 4 месяца этого года он составил 436 миллионов рублей, — Юрий Нерод не скрывает финансовых проблем. — Это сказывается на всем, в том числе на нехватке водителей. Сегодня можем взять на работу 66 человек, а желающих очень мало.


Почему некогда престижная профессия водителя троллейбуса не пользуется в Гродно спросом, догадаться нетрудно. На работу «рулевые» выходят по сменам, порой даже в 4 утра, а возвращаются домой, бывает, и к 2 ночи. Если бы зарплата компенсировала эти неудобства — не вопрос. Но водитель троллейбуса зарабатывает намного меньше, чем, допустим, шофер строительного предприятия. А так как есть кадровый дефицит, другие вынуждены работать в сверхурочное время: в месяц у многих всего по 2 — 3 выходных дня. А теперь представьте ситуацию, что уставший и неотдохнувший водитель везет вас по городу...


В Гродненском автобусном парке № 1 ситуация не лучше. Там тоже водители работают «за того парня», количество выходных в месяц у них такое же мизерное. Шоферы — в дефиците...


На предприятии не первый год решают ребус: куда девать старые «Икарусы»–«гармошки»? Таких машин в парке пятая часть — 33 развалюхи, каждая прошла уже более миллиона километров. Вопрос их замены упирается в деньги... В прошлом году автопарк приобрел для городских перевозок 21 новую машину, но этого, конечно же, мало. Еще столько же надо автобусов небольшой вместимости, чтобы обслуживать менее загруженные маршруты.


— Несмотря на сложности, заботимся о пассажирах, — отмечает начальник планового отдела Гродненского автобусного парка № 1 Галина Половикова. — Для того чтобы упорядочить движение, на каждом автобусе установили новую спутниковую систему навигации. Она позволяет с точностью до метра определить перемещение транспорта. При необходимости диспетчер срочно может направить технику в более загруженный пассажирами участок.


И хотя система навигации транспорта — удовольствие не из дешевых (250 миллионов рублей. — Прим. авт.), без нее не обойтись. Уже нынешним летом спутниковое слежение за пассажирскими машинами внедрят и в троллейбусном управлении.


Компетентно


Первый заместитель генерального директора республиканского автотранспортного унитарного предприятия «Гроднооблавтотранс» Александр Карпович:


— То, что городской транспорт в Гродно работает на пределе возможностей, — не секрет. После уменьшения государственного субсидирования отрасли проблема еще более обострится. Вдобавок резко возросло количество безбилетников: только за 4 месяца в Гродно оштрафованы 15 тысяч человек. Считаю, что штраф за безбилетный проезд в 0,2 базовой величины недостаточный. Давно назрела необходимость и в увеличении стоимости проезда в общественном транспорте. Нынешняя сумма — 500 рублей — введена почти два года назад. С тех пор транспортные затраты намного увеличились: только расходы на топливо возросли почти на треть. А как их покрыть? Мы предлагали увеличивать стоимость проезда поквартально, чтобы сразу не доставлять пассажирам неудобств. Однако и это предложение в Минэкономики не было принято. Дополнительные же средства пошли бы на обновление транспорта, на создание комфортных условий для людей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter